Созидающая дисциплина

Опубликовано в Что Такое Церковь?.

Иисус Христос придал служению созидания особое внимание, Он посвятил специально время, детально объясняя ученикам весь процесс этого служения.

Служение созидающего обличения, Христос представляет в трёх ступенях:

  1. Первая ступень – обличение один на один

От Матфея 18:15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;


  1. Вторая ступень – обличение друзей

От Матфея 18:16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

  1. Третья ступень – Церковное обличение

Церковная дисциплина

От Матфея 18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

В этих трёх ступенях ясно показанна ответственность людей, которые стали свидетелями греха, ответственность тех кого попросили принять участие во второй ступени и также ответственность всей церкви.

Почему важны все три ступени созидающего обличения – потому, что каждый человек действительно родившийся свыше, находится в процессе освящения – что означает реальную борьбу с греховными тенденциями, живущими в неискупленной плоти и нам просто необходима взаимная ответственность и попечение.

Созидаюшее обличение и церковная дисциплина предусмотренны Богом:

  1. как инструмент исправления и востановления согрешающих ( и это первостепенная цель)
  2. и как инструмент, который позволяет предохранять церковь от разрушающего воздействия греха, от распостранения нечестия.

Причины отсутствия церковной дисциплины в церкви:

  1. Либеральное отношение к Богу и к Библии
  2. Непоннимание опасности греха
  3. Не умение делать церковную дисциплину правильно
  4. Трудность и малоприятность практики этого служения
  5. Либеральное отношение к Богу и к Библии

Люди перестают воспринимать Бога и Его Слово серьёзно. Происходит это когда религия для людей становятся культурно - традиционным элементом жизни, вместо того чтобы быть сосредоточенными на поклонении Богу и на служении Ему, люди сосредоточенны на удовлетворении своих потребностей - главным становится - не создавать людям каких-либо неудобств. В таком климате обличение или церковная дисциплина просто невозможны.

Человек, а не Бог становятся главным. Чем более человекоцентрична церковь, тем менее вероятно, что в ней можно будет обнаружить Библейскую церковную дисциплину.

Люди в такой церкви изобретают всяческие методы, при помощи которых они пытаются уйти от необходимости подчинения авторитету Божьего Слова:

  1. «мы водимся духом, а не буквой» - попытка разделить Божье Слово и Дух Святой, который является автором Библии.
  2. «мы живём Христом, а не буквой» - попытка разделить Христа и Слово.
  3. «из милости к согрешившему» не называют грехом, то что Писание ясно квалифицирует грехом.

В такой среде отсутствует посвящённость Божьему Слову.

  1. Непонимание опасности греха

Эта причина тесно связана с первой.

  1. Понятие греха, в человекоцентричном мире, весьма искаженно – грех рассматривают как ошибку или недостаток, чем как то, что вызывает гнев Божий, чем как то, что разрушает жизнь.
  2. Отсутствие любви к ближним.
  3. Не достаточная посвящённость чистоте церкви.
  4. Не умение делать церковную дисциплину правильно

Отсутствие целенаправленного Библейского ученичества

  1. Трудность и малоприятность практики церковной дисциплины

Люди не любят, когда кто-то указывает им как жить.

Несмотря на все эти причины, повеление Иисуса Христа абсолютно не изменилось. Действенность повелений Иисуса Христа не определяется большинством голосов или степенью удобности их выполнения. Они даны для нашего наибольшего блага.

От Матфея 18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Иисус Христос касается здесь нескольких аспектов роли церкви в процессе созидающего обличения:

  1. 1. Когда нужно говорить церкви
  2. 2. Для чего нужно говорить церкви
  3. 3. В чём ответственность церкви

1. Когда нужно говорить церкви

Правильное понимание времени, возможно, только тогда, когда обличающий действительно искренне посвящает себя, своё время и свои силы тому, чтобы помочь ближнему исправится и восстановится.

а. Не спешите

Не нужно говорить всем о согрешении ближнего, до того, как будут сделаны попытки приобрести брата через первые две ступени служения созидающего обличения.

От Матфея 18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Первые две ступени созидающего обличения нужны не для того, чтобы обеспечить путь к церковному взысканию. Они должны быть сделаны с искренним желанием помочь ближнему освободится от греха.

Хороший врач наблюдает за реакцией организма – если организм реагирует на таблетки и уколы, тогда врач откладывает операцию в надежде, что начавшийся процесс приведёт к выздоровлению. Но как только врач видит, что организм не реагирует на терапию, он удаляет поражённый орган херургическим путём.

Поэтому, помогая человеку освободится от греха, наблюдайте за его реакцией и вы сможите правильно решить когда о его проблемах нужно сказать церкви.

б. Не опоздайте

Как только стало ясно, что исчерпаны все возможности конфиденциального обличения, и они не привели к успеху. Если человек не реагирует, не хочет слушать, не принимает обличения не желает каяться и (или) исправляться, это говорит о том, что нужно переходить к следующей ступени, нужно привлекать церковь.

От Матфея 18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Скрывая греховную жизнь своих ближних ( жёны скрывают греховную жизнь своих мужей, родители скрывают грехи своих детей) , думая таким образом что они делают что-то доброе своим близким. Тем самым помогая греху разрушать жизнь ближних, подвергая их большей опасности.

Знайте что если вы стали свидетелем согрешения ближнего, это ваша обязанность следовать Божьему плану созидающего обличения, чтобы помочь вашему ближнему освободиться от разрушающего действия греха. И когда нужно сказать об этом служителю церкви.

Итак, когда нужно говорить церкви? – очень важно не спешить и не опоздать с этим вопросом. Как только исчерпаны возможности исправить человека конфидециально!

2. Для чего нужно говорить церкви

Может быть по причине того, что многие церкви не имеют Библейского подхода к церковной дисциплине, среди большинства людей сложилось мнение о ней как о карательном инструменте, при помощи которого согрешивших подвергают публичному унижению.

Иисус Христос представляет церковную дисциплину совершенно по другому. Это является максимально возможным выражением любви к согрешившему и максимальной заботы нем.

От Матфея 18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Удивительно, что Христос говорил эти слова тогда, когда церкви как таковой еще не было. Совсем незадолго до этого, Христос открыл ученикам, что Его главная миссия на земле – создание церкви. Несмотря на то, что церковь была еще в процессе созидания, Христос точно знает все ее функции.

Есть несколько причин, почему нужно сказать церкви о согрешающем и не желающем раскаяться и исправиться грешнике. Две причины касаются согрешающего и одна – церкви.

а. Авторитетность церкви

Во-первых, Церковь добавляет убедительности обличению.

Церковь представлена здесь Христом как последняя инстанция, обладающая наивысшим авторитетом в духовных вопросах на земле. Очень важно помнить , что церковь не имеет своего собственного авторитета. Ее задача быть хранительницей Божьего Слова, превозносить и всячески утверждать его авторитетность.

1-е Тимофею 3:15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

Поэтому, когда обличает церковь, она делает это неся ответственность перед Богом, как Его официальный представитель, основывающися на истине Божьего слова

Вот почему хорошее знание Писания и верность Писанию являтся обязательными характеристиками каждого служителя.

К Титу 1:9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Эта роль служителей не изменилась со времен Ветхого Завета.

Малахия 2:7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.

Когда Христос говорит: «Скажи церкви...»речь безусловно идет о служителях церкви, которые поставлены Богом и признаны церковью на то, чтобы на основании Божьего Слова осуществлять духовное руководство народом Божиим.

Они должны знать Божье слово и уметь оценивать каждую ситуацию с точки зрения истины Священного Писания. Служители в данном случае действуют от лица церкви. Вот почему важно, чтобы служители обладали необходимой Библейской квалификацией.

Когда конкретная ситуация представляется служителям церкви, они помогают установить, является ли грехом то, в чем обличают согрешающего.

Вторая причина, по которой нужно говорить церкви – молитва за согрешающего.

b. Молитва церкви

Библия ясно говорит, что покаяние это духовный процесс, требующий серьезной внутренней перемены. Этот процесс возможен только при действии Святого Духа в сердце человека, поэтому нам нужно молиться, чтобы Бог изменял сердца.

Иакова 5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

В этом одна из целей информирования всей церкви о грехе того или иного человека – чтобы церковь молилась. Когда видно, что человек продолжает двигаться по разрушительному пути греха, несмотря на обличения и увещавания служителей.

Это были две причины, касавшиеся согрешившего. Как авторитетность церкви, так и молитва церкви о согрешившем, помогают ему исправиться.

Третья причина, по которой должна применяться церковная дисциплина, касается самой церкви: это забота о чистоте Божьего народа.

с. Чистота Церкви

В первом послании Коринфянам, Павел упоминает ситуацию, в которой Коринфская церковь не правильно подходила к человеку, который находился в грехе и не раскаивался в нем. Мы не знаем всех деталей того, что происходило тогда, но точно известно, что церковь была терпимой к греху этого человека. Павел очень строго требует от Коринфских верующих сделать все возможное, чтобы очистить церковь от осквернения.

1-е Коринфянам 5:6-7 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

1-е Коринфянам 5:13 Итак, извергните развращенного из среды вас.

Как мы уже говорили, главная проблема не в том, что человек согрешил(хотя это уже само по себе уже проблема). Большая проблема в его отношении ко греху. Если человек находиться в грехе, не кается в нем и не освобождается от него, его проблема в том, что он бунтует перед Богом.

Проблема церкви, в данной ситуации в том, что она относится к этому как к норме.

Это положение обязательно будет оказывать свое влияние на окружающих их верующих, приводя их к ослаблению чувствительности ко греху вообще, и в следствии этого к растлению народа Божьего.

Проблема служителей Фиатирской церкви, была в том, что они позволяли некой женщине оказывать греховное влияние на других.

Откровение 2:19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Нераскаявшиеся люди, даже если они не учат официально, всегда оказывают разлагающее влияние на окружающих.Своим образом жизни они говорят - «это нормально, можно быть христианином и делать такие дела». Церковь же своим бездействием молча соглашается с этим. Это очень серьезная проблема. Постепенное осквернение Израильского народа привело к тому, что они потеряли себя как народ.

Бог особенно предупреждал их об этом. Зная о страшном разрушающем влиянии греха на народ, Бог дал множество указаний, устанавливающих очень жесткое отношение ко греху.

Числа 19:20 Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист.

Фраза «итак истреби зло из среды себя» встречается в Пятикнижии много раз.

Для читающих Ветхий Завет, многие из подобных укзаний, иногда могут показаться слишком жестокими. Но, повелевая предавать смерти нарушавших наиболее важные принципы закона, Бог предостерегал народ от гораздо большей беды, которую принесет народу распространяющийся грех.

Больных проказой изолировали от общества, по причине того , что они несли в себе разрушительную заразу.

Подобную проблему описывает Апостол Павел, предупреждая Тимофея об опасности распространения греха людьми, формально считающими себя верующими.

2-е Тимофею 3:1-5 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Эти люди опасны тем, что «имеют вид благочестия», т.е. выдают себя за верующих, в самом деле являющимися нераскаянными грешниками.

Павел повелевает Тимофею «удаляйся таковых» - позаботься о том, чтобы они не оказывали влияние на тебя и на других.

Бог обязывает церковь принимать серьезные меры для того, чтобы хранить церковь чистой.

Иисус Христос для того, чтобы очистить церковь пострадал на Голгофском кресте.

Когда христиане допускают распространение греха вокруг себя, они перечеркивают то, что делал и продолжает делать Иисус Христос.

Анания и Сапфира

Итак, для чего нужно говорить церкви:

Чтобы привлечь максимально возможный авторитет церкви Чтобы привлечь молитвы членов церкви Чтобы не допустить осквернения церкви

3. В чем заключается ответственность церкви

Что должна делать церковь, в случае когда возникает необходимость церковной дисциплины?

Обязанность церкви, в лице ее служителей обличить согрешающего.

а. Обличение

Кроме того, церковь должна молится о нём.

b. Молитва и увещание

Если эти меры не приносят результата, если человек продолжает упорствовать в своем грехе, тогда церковь должна применить церковную дисциплину, то что называется отлучением от церкви.

с. Отлучение от церкви

v Что означает отлучение

Очень важно понимать, что это такое!

Церковь не спасает грешников и не отбирает у них спасение. Души спасаются только Иисусом Христом. Но Бог дал церкви ответственность наблюдая за плодами жизни, определять является ли человек действительно верующим или нет.

От Матфея 18:17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Отлучение – это обьявление, что практически жизнь конкретного человека свидетельствует о том, что он не является настоящим христианином.

Вместе с тем, что церковь не спасает и не лишает спасения, отлучение играет определенную роль в духовном мире.

Павел нексколько раз описывает церковную дисциплину, как «предать сатане»:

1-е Коринфянам 5:3-5 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

1-е Тимофею 1:20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

По всей видимости, отлученные от церкви лишаются определенной защиты Божией, которая дана членам тела Христова.

Важность правильного понимания церковной дисциплины:

  1. Это не силовая акция, совершаемая от того, что допекли
  2. Это не сведение счетов
  3. Это выражение заботы о согрешившем и о церкви

Применение церковной дисциплины является очень печальным моментом для церкви. Эта печаль не столько о том, что греховный поступок опорочил церковь, сколько о нем самом, о его состоянии.

v Как относиться к отлученным

Есть несколько очень важных элементов отношения к отлученным, о которых говорит Писание:

  1. Не сообщайтесь с отлученными

2-е Фессалоникийцам 3:14-16 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

«Не сообщайтесь» означает , в своем отношении с подобными людьми вести себя так, чтобы они могли понимать, что они не являются частью Божьего народа. Наше отношение к таковым должно помогать этим людям, осознать необходимость покаяния.

Нужно сделать все, чтобы помочь человеку осознать опасность его состояния:

1-е Коринфянам 5:9-11 Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

  1. Это безусловно выражается в том, что такие люди не могут участвовать в вечере Господней – это наивысшее выражение нашей общности во Христе.
  2. Они не могут учавствовать в каком либо служении церкви, потому что они не находятся в гармонии с церковью и с Богом
  3. Эти люди не могут быть частью процесса жизни церкви. Они теряют «взаимоскрепляющие связи...»

Ведите себя так, чтобы они понимали, что вы не одобряете их греховную жизнь.

v Не превозноситесь над отлученными

Не относитесь к отлученным как к врагам

(2-е Фессалоникийцам 3:14-16) Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

Помните, что отлучение это не только мера очищения церкви, но, прежде всего мера исправления.

Писание приводит несколько случаев, когда отлученных принимали назад в церковь после их истинного раскаяния.

Церковная дисциплина должна применяться в состоянии смирения и понимания того, что это не наш суд над согрешившим ближним. Мы только, в соответствии с Божиим повелением провозглашаем факт, что этот человек не верующий.

(1-е Коринфянам 10:12) Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Пример отнтшения язычников к народу Израильскому:

(К Римлянам 11:17-20) Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

Только в состоянии смирения перед Богом мы можем научиться правильно относиться к тем, кто подвержен церковной дисциплине.

В то же время не делайте вид, что ничего не произошло.

Писание ясно говорит, что суть церковной дисцтплины в том, чтобы поставить согрешившего вне общения тела Христова.

v Вразумляйте отлученных, когда есть возможность

(2-е Фессалоникийцам 3:14-16) Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

Никогда не забывайте, что отлученный человек находится в опасности вечной погибели. Если он не безразличен вам молитесь о нем и ищите возможности вразумить его.

Заключение:Каждый из нас несет ответственность перед Иисусом Христом за чистоту Церкви, привелегию принадлежать к которой Он дал нам.

Иисус Христос пострадал, чтобы сделать Церковь чистой

(К Ефесянам 5:25-27) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе. славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна

Вопросы:

  1. Назовите три ступени служения созидающего обличения.
  2. Причины отсутствия церковной дисциплины в современных церквах.
  3. Когда нужно говорить церкви?
  4. Почему нужно сказать церкви?
  5. Как относится к отлученному человеку?