Заголовок Библейский стих Дата Серии
Вера Определяюшая Образ Жизни 10.07.2016
Дети Повинуйтесь Родителям Своим К Ефесянам 6:1
К Колоссянам 3:20
17.06.2015 К Колоссянам
Дом Нового Человека К Колоссянам 3:18-25
К Колоссянам 4:1
20.05.2015 К Колоссянам
Облечение в Нового Человека (Часть 2) К Колоссянам 3:12-13 29.04.2015 К Колоссянам
Облечение в Нового Человека К Колоссянам 3:9-17 18.03.2015 К Колоссянам
Умерщвление Греха К Колоссянам 3:5-9 28.01.2015 К Колоссянам
Жизнь Воскрешение К Колоссянам 3:1-4 17.12.2014 К Колоссянам
Свобода от Человеческих Правил К Колоссянам 2:16-23 05.11.2014 К Колоссянам
Полнота во Христе К Колоссянам 2:11-15 08.10.2014 К Колоссянам
Любовь Апостола Павла к Церкви К Колоссянам 2:1-7 27.08.2014 К Колоссянам
Отношение Апостола Павла к Служению (Часть 2) К Колоссянам 1:23-29 30.07.2014 К Колоссянам
Отношение Апостола Павла к Служению (Часть 1) К Колоссянам 1:24-29 25.06.2014 К Колоссянам
Примирение С Богом К Колоссянам 1:20-23 01.06.2014 К Колоссянам
Павел Молится о Колоссянах К Колоссянам 1:12-14 26.03.2014 К Колоссянам
Молитва о Колосянах К Колоссянам 1:9-14 26.02.2014 К Колоссянам
Евангельская Истина Часть 2 К Колоссянам 1:4-6 22.01.2014 К Колоссянам
Рождество Иисуса Христа От Матфея 1:18-25 18.12.2013 Рождество
Евангельская Истина Часть 1 К Колоссянам 1:1-8 27.11.2013 К Колоссянам
Обзор К Колоссянам К Колоссянам 1:16 23.10.2013 К Колоссянам
Прощение К Филимону 1:19-25 25.09.2013 К Филимону
Заголовок Описание
1-e Петра

Послание обычно связывается (как и большинство общих посланий, таких как Иакова, Иоанна и Иуды) с именем автора, Петра, и считается его первым богодухновенным посланием.

Автор и время написания

Первый стих послания сообщает, что оно написано Петром, который был несомненным лидером среди апостолов Христа. Авторы Евангелий подчеркивают этот факт, помещая его имя на первое место в списке апостолов каждый раз (Мф. 10; Mк. 3; Лк. 6; Деян. 1) и сообщая о нем в 4 Евангелиях сведений больше, чем о любом другом человеке, кроме Христа. Первоначально известный как Симон (греч.) или Симеон (евр.), ср. Мк. 1:16; Ин. 1:40, 41, Петр был сыном Ионы (Мф. 16:17), которого также называли Иоанном (Ин. 1:42). Он происходил из семьи рыбаков, проживавшей в Вифсаиде, а позже в Капернауме. Андрей, брат Петра, привел Его ко Христу (Ин. 1:40-42). Петр был женат, и его жена помогала ему в служении (Мк. 1:29-31; 1Кор. 9:5).

Петр был призван следовать за Иисусом в самом начале служения Христа (Мк. 1:16, 17), а позже был помазан на апостольство (Мф. 10:2; Мк. 3:14-16). Иисус переименовал его в Петра (греч.), или Кифу (арам.). Оба слова означают «камень» (Ин. 1:42). Из всех Евангелий очевидно, что Господь избрал Петра для особых целей (Мф. 10; 16:13-21; 17:1-9; 24:1-7; 26:31-33; Ин. 6:6; 21:3-7, 15-17). Он всегда говорил от имени всех 12, ясно выражая их мысли и вопросы как собственные. Его победы и слабости описаны в Евангелиях и в Деян. 1-12.

После Воскресения и Вознесения Христа Петр предложил избрать кого-либо вместо Иуды (Деян. 1:15). После сошествия Святого Духа (Деян. 2:1-4) он получил силу, чтобы стать ведущим проповедником благовестия от дня Пятидесятницы (Деян. 2-12). Он также совершал замечательные чудеса в период становления церкви (Деян. 3-9) и открыл дверь для проповеди Евангелия самарянам (Деян. 8) и язычникам (Деян. 10). Согласно преданию, Петр наблюдал, как распяли его жену и ободрял ее словами «помни Господа». Когда пришло время быть распятым Петру, он, обращаясь к суду, сказал, что недостоин быть распятым подобно своему Господу и его следует распять вниз головой (приблизительно 67-68 гг. по Р. Х.). Предание говорит, что так и произошло.

Из-за его выдающегося положения в ранней церкви не было недостатка в документах, авторство которых приписывалось Петру ложно. То, что апостол Петр является автором 1-го Послания Петра, очевидно. Содержание этого письма имеет определенное сходство с его высказываниями в книге Деяний. Послание учит, например, что Христос есть камень, отвергнутый строителями (2:7, 8; Деян. 4:10, 11), а также, что Христос нелицеприятен (1:17; Деян. 10:34). Петр учит своих читателей «подчиняться друг другу» со смирением (5:5) и подражать смирению Господа, когда Он умыл и отер полотенцем ноги Своим ученикам (Ин. 13:3-5). В послании есть и другие утверждения, подобные высказываниям Христа (4:14; 5:7, 8). Более того, автор говорит о том, что он был свидетелем страданий Христа (5:1; ср. 3:18; 4:1). В дополнение к этим доказательствам, содержащимся в послании, следует отметить, что первые христиане никогда не сомневались, что оно написано Петром.

Единственное значительное сомнение в авторстве Петра возникает из-за классического стиля греческого языка, которым написано послание. Некоторые доказывают, что Петр, будучи простым рыбаком (Деян. 4:13), не мог использовать в письме литературный греческий язык, особенно в свете того, что 2-е Петра написано более простым языком. Однако доказательства их недостаточно обоснованы. Во-первых, то, что Петр был «некнижный» человек, не означает, что он был необразованным, а говорит лишь о том, что он не учился под руководством раввинов. Более того, хотя родным языком Петра был арамейский, греческий язык был вторым широко распространенным языком в Палестине. Очевидно также, что по крайней мере некоторые из авторов Нового Завета, хотя и не были высокообразованными, могли читать греческий вариант Ветхого Завета (см. использование Иаковом Септуагинты в Деян. 15:14-18).

Кроме этих доказательств возможности знания Петром греческого языка, Петр также поясняет (5:12), что он написал это письмо «чрез Силуана», известного также как Сила. Силуан мог быть также и посланником, которому поручили доставить это письмо к читателям. Однако более вероятно, что это утверждение говорит о том, что Петр считал Силуана своим секретарем, или писарем. В древнеримском мире было принято диктовать письма (ср. Павел и Тертий; Рим. 16:22), и секретари часто помогали с синтаксисом и грамматикой. Итак, Петр под воздействием Духа Божия, продиктовал письмо Силуану, а Силуан, который также был пророком (Деян. 15:32), помог ему составить письмо классическим греческим языком.

Наиболее вероятно, что 1-е Петра было написано непосредственно перед или сразу после июля 64 г. по Р. Х., когда произошел пожар в Риме, т. е., дата написания приблизительно 64-65 гг. по Р. Х.

Исторический фон и предпосылки написания

Когда пожар уничтожил Рим, римские жители считали, что город поджег император Нерон, вероятно, из-за его невероятной страсти к строительству. Чтобы строить больше и больше, он разрушал уже построенное.

Римляне были полностью разорены, их культура, в известном смысле, пала вместе с городом. Все предметы религиозного поклонения были разрушены: их великолепные храмы, святыни и даже домашние идолы сгорели в огне. Это оказало сильное влияние на их религиозные взгляды, поскольку они убедились, что их божества оказались неспособны защитить их от пожара и сами пали его жертвами. Люди оказались без жилья и без надежды. Многие погибли. Их чувство негодования было настолько сильным, что Нерон осознал необходимость направить их гнев в другое русло.

Император избрал христиан козлами отпущения. Их уже ненавидели из-за их тесной связи с иудеями, и, поскольку они казались враждебными римской культуре, Нерон быстро распространил слухи, что христиане подожгли город. В результате начались жестокие гонения против христиан, которые вскоре охватили Римскую Империю и коснулись северных провинций — Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1), затронув христиан, которых Петр называет «пришельцами». Эти «пришельцы», которые, вероятно, были из язычников, в большинстве своем (1:14, 18; 2:9, 10; 4:3) были приведены ко Христу Павлом и его сподвижниками и наставлены в учении Павла. Они нуждались в духовном укреплении из-за своих страданий. Апостол Петр под действием Духа Святого, написал это послание, чтобы укрепить их.

Петр писал, что он находился в «Вавилоне», когда писал послание (5:13). «Вавилон» мог быть одним из трех мест. Во-первых, римский аванпост в северном Египте назывался Вавилоном, однако это место было слишком малоизвестным, и нет повода полагать, что Петр когда-либо там бывал. Во-вторых, древний Вавилон в Месопотамии. Однако маловероятно, чтобы Петр, Марк и Силуан оказались вместе в одно и то же время в этом маленьком, отдаленном месте. В-третьих, «Вавилон» символизировал Рим. Во времена гонений авторы вынуждены были не называть имен и местожительства христиан, чтобы не подвергать их опасности. Петр, согласно преданиям, вслед за Иаковом и Павлом умер мученической смертью недалеко от Рима примерно 2 года спустя после написания послания. Таким образом, он написал это письмо на склоне жизни, вероятно, находясь в столице империи. Он не хотел, чтобы письмо было найдено и чтобы церковь пострадала, поэтому он скрыл место своего пребывания под символическим словом «Вавилон», которое подходило городу из-за его идолопоклонства (ср. Отк. 17:18).

Исторические и теологические темы

Так как верующие, которым адресовано послание, страдали от усиливающихся гонений (1:6; 2:12, 19-21; 3:9, 13-18; 4:1, 12-16, 19), целью послания было научить их жить в победе среди враждебного мира: 1) сохраняя надежду; 2) не огорчаясь; 3) доверяясь Господу и 4) ожидая Его Второго пришествия. Петр хотел внушить своим читателям, что жизнь в послушании и победе под гнетом гонений может помочь христианину евангелизировать враждебный ему мир (ср. 1:14; 2:1, 12, 15; 3:1-6, 13-17; 4:2; 5:8, 9).

Верующие постоянно подвергались опасности со стороны мировой системы, управляемой сатаной и его бесами. Усилия темных сил были направлены на дискредитацию церкви и разрушение ее чистоты и единства. Одним из постоянных способов действий этих духов был поиск христиан, которые не всегда пребывали в Слове Божьем, а затем они выставляли их напоказ перед неверующими, чтобы показать неискренность церкви. Христиане, однако, должны противостоять врагу и критике в молчании, силой своей святой жизни.

В этом послании Петр эмоционально пишет о двух видах истины. Первая категория позитивна и включает длинный список благословений, дарованных христианам. Говоря о сути христиан и о том, что означает познать Христа, Петр последовательно перечисляет благословения и привилегии. Среди списка привилегий указаны и страдания. Хотя христиане и обладают самыми высокими привилегиями, они должны знать, что мир будет обращаться с ними несправедливо. Они имеют гражданство на небесах, а во враждебном мире, управляемом сатаной, они пришельцы. Христианскую жизнь можно назвать призывом к славе и победе через страдания. Итак, основной вопрос, на который отвечает Петр в послании, — как христиане должны отвечать на враждебность. Ответ содержит практические советы и обращает внимание на Христа как на пример Человека, Который побеждал враждебность мира.

1-е Петра отвечает также и на другие важные практические вопросы о христианском образе жизни. Нуждаются ли христиане в священниках, чтобы те ходатайствовали за них перед Богом (2:5-9)? Как должны относиться христиане к светскому правительству и гражданскому непослушанию (2:13-17)? Как должны христиане-работники относиться к враждебным им работодателям (2:18)? Как должна вести себя христианка (3:3, 4)? Как может верующая жена привести своего неспасенного мужа ко Христу (3:1, 2)?

Проблемы толкования

1-е Петра 3:18-22 считается одним из самых трудных новозаветных текстов для перевода и толкования. Например, относится ли слово «духом» в 3:18 к Святому Духу или к Духу Христа? Проповедовал ли Христос через Ноя перед потопом или Он проповедовал о Себе после распятия (3:19)? Проповедь эта была обращена к людям во время Ноя или к бесам в бездне (3:19)? Учит ли 3:20, 21 возрождению (спасению) через крещение или спасение может быть только через веру во Христа? Ответы на эти вопросы вы найдете в примечаниях.

План

Приветствие (1:1, 2)

I. Напоминание о величии нашего спасения (1:3–2:10)

А. Уверенность в нашем будущем наследии (1:3-12)

1. Хранимом силой Божией (1:3-5)
2. Утвержденном испытаниями и гонениями (1:6-9)
3. Предсказанном пророками Божьими (1:10-12)

Б. Последствия нашего будущего наследия (1:13–2:10)

1. Твердая надежда (1:13-16)
2. Постоянное странствование (1:17-21)
3. Сила любви (1:22–2:3)
4. Похвала Христа (2:4-10)

II. Напоминание о важности личного примера перед людьми (2:11–4:6)

А. Благочестивый образ жизни перед неверующими (2:11–3:7)

1. Покорность правительству (2:11-17)
2. Покорность господам (2:18-25)
3. Покорность в семье (3:1-7)

Б. Благочестивый образ жизни перед верующими (3:8-12)
В. Благочестивый образ жизни среди страданий (3:13–4:6)

1. Принцип страдания к праведности (3:13-17)
2. Пример страдания к праведности (3:18-22)
3. Цель страдания к праведности (4:1-6)

III. Напоминание о возвращении нашего Господа (4:7–5:11)

А. Ответственность за христианский образ жизни (4:7-11)
Б. Награды христиан за страдания (4:12-19)
В. Требования к руководителям христиан (5:1-4)
Г. Сознание победы христиан (5:5-11)

Заключение (5:12-14)

1-е Фессалоникийцам

В оригинале на греческом языке 1-е Послание к Фессалоникийцам называется буквально «Фессалоникийцам». Оно было первым каноническим посланием Апостола Павла, отправленным в церковь в Фессалонике (ср. 1:1).

Автор и время написания

Апостол Павел дважды называет себя автором данного послания (1:1; 2:18). В приветствии упоминаются также (1:1) Силуан (Сила) и Тимофей (3:2, 6), сопровождавшие Павла в его втором миссионерском путешествии, когда и была основана эта церковь (Деян. 17:1-9). Хотя Павел был единственным автором, большинство местоимений первого лица, множественного числа (мы, нас, наши), относятся ко всем троим. Однако во время возвращения Тимофея в Фессалонику, Павел говорит только о себе и Силуане (3:1, 2, 6). Павел обычно говорит о себе во множественном числе, потому что его товарищи целиком поддерживали содержание послания.

Авторство Павла стало подвергаться сомнению лишь в последнее время. Попытки критиков подорвать веру в авторство Павла провалились в свете полноты свидетельств, говорящих в его пользу: 1) прямых указаний на авторство Павла (1:1; 2:18); 2) полного соответствия послания событиям, описанным в Деян. 16-18; 3) множества деталей, касающихся лично Павла и 4) множество исторических подтверждений раннего периода, начиная с канона Марциона (140 г. по Р.Х.).

Первое из двух посланий Павла, отправленных из Коринфа в Фессалонику, датируется 51 г. по Р.Х. Эта дата получила археологическое подтверждение надписью в храме Аполлоса в Дельфах неподалеку от Коринфа, где указывается время проконсульства Галлиона в провинции Ахаия в 51-52 гг. по Р.Х. (Деян. 18:12-17). Поскольку первое каноническое послание Павла церквам Галатии было написано ок. 49-50 г. по Р.Х., то данное послание является вторым.

Исторический фон и предпосылки написания

Фессалоника (современные Салоники) расположена вблизи древнего поселения Терма на берегу залива Термикос, на севере Эгейского моря. Этот город стал столицей Македонии (ок. 168 г. до Р.Х.) и получил статус «свободного города», в котором существовало гражданское правление (Деян. 17:6) на территории Римской империи. Благодаря своему расположению на важной дороге с востока на запад, называемой «Виа Эгнация», Фессалоника была средоточием политической и торговой активности в Македонии и стала называться «матерью всей Македонии». Во времена Павла ее население достигло 200 тысяч человек.

Павел уже побывал в Фессалонике во время второго миссионерского путешествия, когда он преодолел 100 миль (160 км) от Филиппов, пройдя через Амфиполь в Аполлонию (50 г. по Р.Х.; Деян. 16:1–18:22). Как обычно, по прибытии он нашел синагогу и учил там местных Иудеев благой вести (Деян. 17:1, 2). Он беседовал с ними о местах из Ветхого Завета, касающихся смерти Христа и Его Воскресения и доказывал, что Иисус из Назарета действительно был обещанным Мессией (Деян. 17:2, 3). Сначала уверовали несколько иудеев, а вскоре обратились также несколько прозелитов и богатых женщин (Деян. 17:4). Среди этих уверовавших были Иасон (Деян. 17:5), Гаий (Деян. 19:29), Аристарх (Деян. 20:4) и Секунд (Деян. 20:4). Увидев их большое влияние, иудеи изгнали соратников Павла из города (Деян. 17:5-9) и те отправились благовествовать на юг в Верию (Деян. 17:10). Как и в Фессалонике, после обращения многих к Богу, последовала враждебность иудеев и верующие отослали Павла. Он направился в Афины, а Силуан и Тимофей остались в Верии (Деян. 17:11-14). Затем они воссоединились в Афинах (ср. Деян. 17:15, 16 с 1Фес. 3:1), откуда Тимофей был послан назад в Фессалонику (3:2). Очевидно, потом Сила отправился из Афин в Филиппы, а Павел – в Коринф (Деян. 18:51). После того, как Павел вновь встретился с Тимофеем и Силуаном в Коринфе (Деян. 18:5), он написал 1-е Фессалоникийцам в ответ на рассказ Тимофея о делах в той церкви.

У Павла, несомненно, для написания этого послания было несколько причин, но главной из них была забота о своей пастве, с которой он был разделен. Павел хотел: 1) ободрить церковь (1:2-10); 2) развеять некоторые заблуждения (2:1-12), 3) утешить гонимых (2:13-16), 4) выразить радость за их веру (2:17–3:13), 5) напомнить им о важности нравственной чистоты (4:1-8), 6) осудить пороки поведения (4:9-12), 7) исправить неправильное понимание будущих событий (4:13–5:11), 8) снять напряжение между отдельными членами (5:12-15) и 9) призвать стадо к основам христианской жизни (5:16-22).

Исторические и теологические темы

Оба послания к Фессалоникийцам относятся к «эсхатологическим посланиям». Однако, учитывая их содержание, лучше было бы отнести их к категории церковных посланий. В 1-м Фессалоникийцам переплетаются пять важнейших тем: 1) апологетическая тема с историческим соотнесением между книгой Деяний и 1-го к Фессалоникийцам, 2) церковная тема об образе здоровой растущей церкви, 3) пасторская тема о примере деятельности служителя, 4) эсхатологическая тема о будущих событиях как надежде Церкви и 5) миссионерская тема о благовестии и основании церквей.

Проблемы толкования

Наибольшие трудности при понимании данного послания связаны с местами эсхатологического характера: 1) грядущий гнев (1:10; 5:9), 2) возвращение Христа (2:19; 3:13; 4:15; 5:23), 3) Восхищение Церкви (4:13-18) и 4) значение и время Дня Господня (5:1-11).

План

I. Приветствие Павла (1:1)

II. Личные размышления Павла (1:2–3:13)

А. Благодарение за церковь (1:2-10)
Б. Напоминание для церкви (2:1-16)
В. Заботы церкви (2:17–3:13)

III. Практические наставления Павла (4:1–5:22)

А. О нравственной чистоте (4:1-8)
Б. О дисциплине в жизни (4:9-12)
В. О смерти и Восхищении (4:13-18)
Г. О святой жизни и Дне Господнем (5:1-11)
Д. Об отношениях в церкви (5:12-15)
Е. Об основах христианской жизни

IV. Благословение Павла (5:23, 24)

V. Прощальные замечания Павла (5:25-28)

2-е Фессалоникийцам

В греческом тексте Нового Завета данное послание называется «К Фессалоникийцам». Оно является вторым каноническим посланием Апостола Павла, адресованного верующим города Фессалоника (ср.1:1).

Автор и время написания

Как и в Первом послании к Фессалоникийцам, Павел дважды называет себя автором данного послания (1:1; 3:17). При написании его присутствовали Силуан (Сила) и Тимофей, сотрудники Павла при создании церкви. Однако, лексика, стиль и содержание учения убедительно свидетельствуют о единоличном авторстве Павла. Данное послание было, скорее всего, написано через несколько месяцев после первого, когда Павел еще находился в Коринфе вместе с Силой и Тимофеем (1:1; Деян. 18:5), т.е. в конце 51 или начале 52 г. по Р.Х. (см. во Введении к 1-му Фессалоникийцам: Автор и время написания).

Исторический фон и предпосылки написания

Сведения об истории города Фессалоника даны во Введении к 1-му Фессалоникийцам: Исторический фон и предпосылки написания. Некоторые полагают, что данное послание вышло из-под пера Павла в Ефесе (Деян. 18:18-21), но его 18-месячное пребывание в Коринфе не оставляет сомнений в том, что и Первое и Второе послания к Фессалоникийцам были написаны именно там (Деян. 18:11).

Очевидно, Павел был в курсе состояния дел в Фессалонике благодаря письмам или сообщениям курьеров. Возможно, что посланец, доставивший первое послание, вернулся к Павлу с последними новостями об укреплении и расширении церкви (1:3), а также об усилении гонений. Уже были посеяны первые семена лжеучений, которые начали проявляться в поведении людей. Поэтому Павел обратился к своему возлюбленному стаду, которое было: 1) обескуражено гонениями и нуждалось в укреплении, 2) обмануто лжеучителями в вопросе Пришествия Господа, 3) непослушно Божьим заповедям, в частности, некоторые там отказывались трудиться. В связи с этими тремя моментами Павел пишет следующее: 1) утешение гонимым за веру (1:3-12), 2) исправление лжеучения и ободрение верующих (2:1-15) и 3) вразумление для непослушных и недисциплинированных верующих (3:6-15).

Исторические и теологические темы

Хотя в гл. 1, 2 содержится обширный материал пророческого характера, так как Павел был озабочен опасной ересью лжеучителей по вопросам Дня Господня (Павел показывает, что этот день еще не настал и не настанет, пока не произойдут определенные события), все же лучше всего было бы назвать это послание «пасторским». Главное внимание в нем уделено тому, как сохранить здоровую церковь с действенным свидетельством на основании правильного понимания здравой эсхатологии и повиновения истине.

Эсхатология занимает главное место среди богословских тем. В 1:9 содержится одно из яснейших утверждений о будущем, ожидающем каждого неверующего человека. О церковной дисциплине идет речь в 3:6-15, и это место следует рассматривать вместе с Мф. 18:15-20; 1Кор. 5:1-13; Гал. 6:1-5 и 1Тим. 5:19, 20. Данные тексты дают полное понимание библейского учения по данной теме.

Проблемы толкования

Проблема вечной награды и вечного наказания, затронутая в 1:5, 12, обсуждается в общих словах, поэтому трудно точно определить некоторые подробности, касающиеся времени. Требуют подробного толкования и вопросы пророческого характера, связанные с Днем Господним (2:2), удерживающим (2:6, 7) и беззаконником (2:3, 4, 8-10).

План

I. Приветствие Павла (1:1, 2)

II. Утешение Павла для страждущих (1:3-12)

А. Ободрением (1:3, 4)
Б. Увещеванием (1:5-12)

III. Исправление Павлом ошибок в пророчестве (2:1-17)

А. Кризис пророчества (2:1, 2)
Б. Апостольское наставление (2:3-12)
В. Пасторское утешение (2:13-17)

IV. Забота Павла о церкви

А. О молитве (3:1-5)
Б. О бесчинном образе жизни (3:6-15)

V. Благословение Павла (3:16-18)

К Титу

Послание названо по имени адресата, Тита, имя которого употребляется в Новом Завете 13 раз (1:4; Гал. 2:1, 3; 2Тим. 4:10; 9 раз во 2-м Коринфянам, см. Исторический фон и предпосылки написания). В греческой версии Нового Завета буквально читаем: «К Титу». 1-е, 2-е Тимофею и Титу – послания Павла к сынам в вере, традиционно называющиеся «пасторские послания».

Автор и время написания

Авторство апостола Павла (1:1) по существу неоспоримо (см. во Введении к 1-му Тимофею). Послание к Титу было написано примерно в 62-64 гг. по Р.Х., во время служения Павла в македонских церквах, между первым и вторым заключениями апостола в Риме, вероятно, из Коринфа или Никополя (ср. 3:12). Наиболее вероятно, что Тит участвовал в служениях Апостола Павла во втором и третьем миссионерских путешествиях. Тит, как и Тимофей (2Тим. 1:2), стал возлюбленным учеником (1:4) и соратником в благовестии (2Кор. 8:23). В последнем упоминании о Тите (2Тим. 4:10) говорится, что он отправился на служение в Долматию, то есть современную Югославию. Письмо, вероятно, было доставлено Зином и Аполлосом (3:13).

Исторический фон и предпосылки написания

Хотя Лука не называет имени Тита в книге Деяний, однако можно допустить, что Тит, язычник (Гал. 2:3), встретил Апостола Павла и обратился к вере во Христа (1:4) до или во время первого миссионерского путешествия Апостола. Позже Тит совершал служение вместе с Павлом на острове Крит и остался там продолжать работу и укреплять церковь (1:5). После прибытия Артема или Тихика (3:12) для руководства служением на Крите Павел просил Тита присоединиться к нему в Никополе, городе в провинции Ахайя в Греции, и остаться там на зиму (3:12).

Тит участвовал в служении коринфской церкви во время третьего миссионерского путешествия Павла, и потому Тит упомянут 9 раз в 2 Коринфянам (2:13; 7:6, 13, 14; 8:6, 16, 23; 12:18), где Павел обращается к нему как «брат мой» (2:13) и «мой товарищ и сотрудник» (8:23). Молодой пресвитер уже был знаком со сторонниками иудаизма, лжеучителями в церкви, которые среди прочего настаивали, что все христиане, язычники и иудеи, находятся под законом Моисея. Тит также сопровождал Павла и Варнаву на собор в Иерусалиме, где обсуждалась эта ересь (Деян. 15; Гал. 2:1-5).

Крит, один из крупнейших островов Средиземного моря, имеет 160 миль (256 км) в длину и 35 (56 км) миль в ширину и расположен к югу от Эгейского моря. Павел на короткое время останавливался на острове во время своего путешествия в Рим (Деян. 27:7-9, 12, 13, 21). Он возвратился туда для служения, а позже оставил Тита продолжать труд, так же, как он оставил Тимофея в Ефесе (1Тим. 1:3), отправившись в Македонию. Наиболее вероятно, что Павел написал послание в ответ на письмо Тита или на сообщение с Крита.

Исторические и теологические темы

Как и в двух посланиях к Тимофею, Апостол лично ободряет молодого пастыря и дает ему советы. Тит, будучи хорошо подготовленным и верным, столкнулся с продолжающимся противлением со стороны нечестивых людей внутри церквей, где он совершал служение. Тит должен был передать ободрение и советы руководителям, которых он поставил в критских церквах (1:5).

В отличие от некоторых других посланий Павла, например, церквам в Риме и Галатии, Послание к Титу не содержит объяснения или защиты учения. Павел полностью доверял теологической подготовке и твердости убеждений Тита и доказал это, поручив Титу столь ответственное служение. Кроме предупреждения о лжеучителях и сторонниках иудаизма, послание не содержит богословских наставлений, что свидетельствует о вере Павла в твердое основание членов церкви, несмотря на то, что большинство из них были новообращенными. Доктрины, подтвержденные в послании: 1) высшее избрание Богом верующих (1:1, 2); 2) Его спасительная благодать (2:11; 3:5); 3) Божья природа Христа и Его Второе Пришествие (2:13); 4) заместительная жертва Христа (2:14); 5) возрождение и обновление верующих Духом Святым (3:5).

Бог и Христос постоянно называются Спасителями (1:3, 4; 2:10, 13; 3:4, 6), и план спасения упоминается в 2:11-14. Это указывает, что основной упор в послании делается на то, чтобы научить церкви Крита успешному благовестию. Для этого нужны были благочестивые руководители, которые бы являлись не только пасторами для верующих (1:5-9), но также учили бы христиан благовествовать своим соседям-язычникам, которых известный их соотечественник характеризовал «лжецами, злыми зверями и утробами ленивыми» (1:12). Чтобы приобрести слушателей благовестия среди таких людей, верующие должны были подготовить прежде всего почву для благой вести: жить среди соседей, свидетельствуя им своей праведной, самоотверженной, благочестивой и полной любви жизнью (2:2-14), в отличие от нечестивой жизни лжеучителей (1:10-16). Отношение их к властям и неверующим также имело большое значение для свидетельства (3:1-8).

Основные темы повторяются в Послании к Титу несколько раз. Это дела (1:16; 2:7, 14; 3:1, 5, 8, 14), здравая вера и здравое учение (1:4, 9, 13; 2:1, 2, 7, 8, 10; 3:15) и спасение (1:3, 4; 2:10,1 3; 3:4, 6).

Проблемы толкования

Послание к Титу написано простым языком, что является его достоинством. Разногласий в толковании мало: 1) в 1:6 о детях сказано «верных». Это слово обозначает только «верных» или «верующих»? и 2) что означает «блаженное упование» в 2:13?

План

I. Приветствие (1:1-4)

II. Основы успешного благовестия (1:5–3:11)

А. Среди руководителей (1:5-16)

1. Признаки пресвитеров (1:5-9)
2. Упреки лжеучителям (1:10-16)

Б. В церкви (2:1-15)

1. Святой образ жизни (2:1-10)
2. Здравое учение (2:11-15)

В. В мире (3:1-11)

1. Святой образ жизни (3:1-4)
2. Здравое учение (3:5-11)

III. Заключение (3:12-14)

IV. Благословение (3:15)

К Филимону

Филимон, адресат послания, был почетным членом церкви в Колоссах (ст. 1, 2; ср. Кол. 4:9), которая собиралась в его доме (ст. 2). Послание предназначалось Филимону, его семье и церкви.

Автор и время написания

В книге говорится, что автором ее был Апостол Павел (ст. 1, 9, 19). В истории Церкви были люди, которые оспаривали авторство Апостола Павла, тем не менее в Послании к Филимону нет ничего, что могло бы служить мотивом для подделки этого послания. Это одно из «тюремных» посланий, к которым относятся также послания к Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам. Оно тесно связано с Посланием к Колоссянам, написанным Павлом примерно в это же время (60-62 гг. по Р.Х.; ср. ст. 1, 16). Безусловное авторство Павла подтверждается отцами ранней церкви (например, Иеронимом, Хризостомом и Феодором из Маркиона). Самый первый новозаветный канон (канон Муратори – 170 г. по Р.Х.) включает Послание к Филимону. О биографических данных Павла см. во Введении к Римлянам: Автор и время написания. О дате и месте написания Послания к Филимону см. во Введении к Ефесянам и Филиппийцам: Автор и время написания.

Исторический фон и предпосылки написания

Филимон был спасен во время служения Павла, вероятно в Ефесе (ст. 19), несколькими годами раньше написания послания. Достаточно богатый, имевший большой дом (ср. ст. 2), Филимон имел также и раба, человека по имени Онисим (буквально «полезный» – имя, распространенное среди рабов). Когда Онисим украл у Филимона деньги (ст. 18) и убежал, он не был верующим. Подобно бесчисленному числу сбежавших рабов, Онисим прибыл в Рим, стараясь затеряться в столице империи среди огромной массы рабов самого разнообразного вида. В Риме Онисим встретил Апостола Павла и стал христианином, хотя обстоятельства этой встречи не указаны в Писании.

Апостол вскоре полюбил сбежавшего раба (ст. 12, 16) и желал оставить Онисима в Риме (ст. 13), где тот помогал Павлу, находившемуся в заточении, проводить полноценное служение (ст.11). Однако совершив кражу и убежав от Филимона, Онисим нарушил римский закон и обманул своего хозяина. Павел знал об этом и решил отослать Онисима назад в Колоссы. Онисиму рисковано было путешествовать в одиночку (из-за опасности быть арестованным отрядом по поимке рабов), поэтому Павел отсылает его вместе с Тихиком, который возвращался в Колоссы с Посланием к Колоссянам (Кол. 4:7-9). Вместе с Онисимом Павел передал Филимону это чудесное личное письмо, призывая его простить Онисима и принять его опять на службу как брата во Христе (ст. 15-17).

Исторические и теологические темы

Послание к Филимону способствует глубокому историческому пониманию отношения ранней Церкви к институту рабства. Рабство было широко распространено в Римской Империи (согласно некоторым данным, рабы составляли не менее третьей части населения) и являлось частью жизни империи. Во времена Павла рабство постепенно вытеснялось наемным трудом. Среди рабов были врачи, музыканты, учителя, художники, библиотекари и счетоводы. Практически все работы могли быть выполнены и выполнялись рабами.

По закону рабы не имели прав, они считались имуществом своих хозяев. Их можно было купить, продать, унаследовать, обменять или отдать в уплату за долги хозяина. Хозяева имели практически неограниченную власть по отношению к рабам и иногда строго наказывали их за незначительные проступки. Во времена Нового Завета институт рабства стал изменяться. Сознавая, что довольные рабы трудились более продуктивно, хозяева старались обращаться с ними мягче. Не было ничего необычного в том, что хозяин обучал раба своему ремеслу, и порой хозяин и раб становились близкими друзьями. Не наделяя рабов законными правами, римский сенат в 20-ом г. по Р.Х. предоставил рабам, обвиненным в преступлениях, право на судебное разбирательство. Все чаще рабы могли получить (или купить) свободу. Некоторые рабы были удовлетворены обеспеченной жизнью и прибыльной службой у хозяев и жили лучше многих свободных граждан, поскольку имели пропитание и заботу. Многие свободные граждане жили в нищете.

В Новом Завете рабство нигде прямо не осуждается. В противном случае, это могло бы привести к восстаниям рабов и к жестокому их подавлению, а идея благой вести оказалась безнадежно смешана с идеей о социальных реформах. Христианство разрушало зло, причиняемое системой рабства, через изменение сердец рабов и господ. Подчеркивая духовное равенство раба и господина (ст. 16; Гал. 3:28; Еф. 6:9; Кол. 4:1; 1Тим. 6:1, 2), Библия устраняла унизительное отношение к рабам.

Преобладающая в послании богословская тема – прощение – тема, характерная для всего Нового Завета (ср. Мф. 6:12-15; 18:21-35; Еф. 4:32; Кол. 3:13). Наставление Павла дает библейское определение прощения, причем само слово «прощение» даже не упоминается.

Проблемы толкования

Это личное послание Павла своему другу Филимону не вызывает существенных проблем в толковании.

План

I. Приветствие (1-3)

II. Характер умеющего прощать (4-7)

III. Поступки умеющего прощать (8-18)

IV. Побуждения умеющего прощать (19-25)

Рождество
К Колоссянам

Название

Послание названо по имени города, где находилась церковь, к которой оно было адресовано. Оно также предназначалось для соседней церкви в Лаодикии (4:16).

Автор и время написания

Как и в других посланиях Павла, в начале имеется указание на его авторство (1:1; ср. ст. 23; 4:18). Подлинность этого заявления подтверждается также многими видными мужами ранней Церкви, такими, как Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Евсевий. Дополнительным доказательством авторства Павла являются отдельные параллельные места из его же Послания к Филимону. И то и другое написаны ок. 60-62 гг. по Р.Х., во время заточения Павла в Риме (4:3, 10, 18; Флм. 9, 10, 13, 23). Кроме того, в обоих посланиях встречаются имена тех же самых людей (например, Тимофея, Аристарха, Марка, Епафраса, Луки, Онисима и Димаса), что подтверждает авторство одного и того же человека и примерно одно время написания. Биографические сведения о Павле даны во Введении к Римлянам: Автор и время написания.

Исторический фон и предпосылки написания

Колоссы — это город римской провинции Фригии (часть современной Турции), находившийся в 100 милях (160 км) на восток от Ефеса. В этой области также находилось 7 церквей, упоминаемых в Отк. 1–3. Город располагался вдоль реки Ликус недалеко от того места, где она впадала в реку Меандр. Долина реки Ликус сужалась в этом месте до двух миль (3,2 км), а над городом возвышалась гора Кадмус, высотой 8.000 футов (2.400 м).

В пятом столетии до Р.Х. Колоссы были процветающим городом, когда персидский царь Ксеркс (Артаксеркс, ср. Есф. 1:1) прошел по этим местам. Здесь производились красители (из расположенных неподалеку залежей мела) и черная шерсть. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей с севера на юг и с востока на запад. Однако, во времена Павла главные дороги уже проходили около Лаодикии, что привело к упадку Колоссов и расцвету соседних городов — Лаодикии и Иераполя.

Хотя основную массу населения Колоссов составляли язычники, со времен Антиохии Великой (223–187 гг. до Р.Х.) там было большое поселение Иудеев. Эта смесь Иудеев и язычников проявилась как в составе местной церкви, так и в охвативших ее различных ересях, которые соединили элементы иудейского законничества и языческого мистицизма.

Церковь в Колоссах зародилась во время трехлетнего служения Павла в Ефесе (Деян. 19). Ее основателем был не Павел, никогда не посещавший этот город (2:1), а Епафрас (1:5-7), который, очевидно, приобрел спасение во время пребывания в Ефесе и затем, вернувшись домой, основал в Колоссах церковь. Через несколько лет после ее основания ей начала угрожать опаснейшая ересь, содержавшая в себе элементы того, что на тот момент не имело точного определения, а позднее стало известно как гностицизм. Суть его заключалась в следующем: Бог – это добро, а материя — это зло; Иисус Христос — одно из очередных творений, ниспосылаемых Богом, и являющимся чем-то меньшим, чем Бог (это привело к отрицанию Его истинной человеческой природы); для просвещения и спасение необходимо было тайное, высшее знание Писания. Ересь колоссян включала также элементы иудейского легализма, например, что для спасения были необходимы обрезание, соблюдение церемониальных обрядов, предписанных законом Ветхого Завета (диета, соблюдение праздников, субботы), и строгий аскетизм. В ней также содержался призыв поклоняться ангелам и совершать мистические действа. Епафрас был настолько обеспокоен этой ересью, что совершил долгое путешествие из Колоссов в Рим (4:12, 13), где находился в заточении Павел.

Данное послание было написано во время заточения в Риме (Деян. 28:16-31) ок. 60-62 гг. по Р.Х. и относится к «тюремным посланиям» (наряду с посланиями к Ефесянам, к Филиппийцам и к илимону). Возможно, оно было написано в одно время с Посланием к Ефесянам и было отправлено через Тихика вместе с Посланием к Филимону (Еф. 6:21, 22; Кол. 4:7, 8). См. во Введении к Филиппйцам: Автор и время написания, где говорится о городе, из которого писал Павел. Он писал это послание для того, чтобы предупредить колоссян об угрожающей им опасной ереси, и отправил его через Тихика. Вместе с Тихиком в Колоссы возвращался к своему хозяину Филимону, члену поместной церкви, беглый раб Онисим (4:7-9; см. во Введении к Филимону: Исторический фон и предпосылки написания). Епафрас остался в Риме (ср. Флм. 23), возможно для того, чтобы получить от Павла дальнейшие указания.

Исторические и теологические темы

В Послании к Колоссянам содержится важный материал по нескольким ключевым вопросам теологии, включая Божью природу Христа (1:15-20; 2:2-10), примирение (1:20-23), искупление (1:13, 14; 2:13, 14; 3:9-11), избрание (3:12), прощение (3:13) и природа церкви (1:18, 24, 25; 2:19; 3:11, 15). И как отмечалось выше, в нем содержится разоблачение еретического учения, угрожавшего церкви в Колоссах (гл. 2).

Проблемы толкования

Культы, отрицающие Божью сущность Христа, ухватились за Его описание как «рожденного прежде всякой твари» (1:15) в качестве доказательства, что Иисус Христос якобы является творением. Слова Павла о том, что верующие будут «святы, непорочны и неповинны», если «пребудут в вере» (1:22, 23), дали некоторым повод утверждать, что верующие могут потерять свое спасение. Некоторые утверждают, что существует чистилище, основываясь на словах Павла «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (1:24), а другие видят воскресение в крещении (2:12). Ведется также немало споров относительно послания из Лаодикии (4:16). Об этих вопросах речь пойдет в пояснениях.

План

I. Вопросы личного характера (1:1-14)

А. Приветствие Павла (1:1, 2)
Б. Благодарность Павла (1:3-8)
В. Молитва Павла (1:9-14)

II. Поучения доктринального характера (1:15–2:23)

А. О Божьей природе Христа (1:15-23)
Б. О служении Павла (1:24–2:7)
В. О лжеучениях (2:8-23)

III. Практические наставления (3:1–4:18)

А. Христианское поведение (3:1-17)
Б. Христианские семьи (3:18–4:1)
В. Речь христианина (4:2-6)
Г. Друзья Павла (4:7-18)