Заголовок Библейский стих Дата Серии
1 Петра 4:1-6 30.10.2016
Правильное Отношение В Семье 15.11.2015
Страдание 1 Петра 2:20-23 23.09.2015
ValeryDubovik_08_26_15 26.08.2015
Как Христиане Должны Жить 1-e Петра 2:9
1-e Петра 2:17-18
16.06.2015 1-e Петра
Свобода Нашего Сердца 1-e Петра 2:9
1-e Петра 2:11-17
13.05.2015 1-e Петра
Будьте Покорны 1-e Петра 2:11-12 15.04.2015 1-e Петра
Как Правильно Жить в Этом Мире 1-e Петра 2:9-13 25.02.2015 1-e Петра
В Чем Смысл Жизни Христианина? 1-e Петра 2:9-12 04.02.2015 1-e Петра
Спасение, Что Господь Сделал Для Нас 1-e Петра 2:7-10 14.12.2014 1-e Петра
Краеугольный Камень 1-e Петра 2:4-6 26.10.2014 1-e Петра
Основание Церкви 1-e Петра 2:4-6 24.09.2014 1-e Петра
Духовный Рост 1-e Петра 1:22-25 10.08.2014 1-e Петра
Постоянно Любите Друг Друга 1-e Петра 1:18-23 04.06.2014 1-e Петра
Что Даёт Нам Христово Воскресение 1-e Петра 1:17-21 07.05.2014 1-e Петра
Сила Божьей Крови Исход 12:1-14 05.03.2014 Вечерия Господня
Святость 1-e Петра 1:14-16 05.02.2014 1-e Петра
Уповай на Господа 1-e Петра 1:3-13 08.01.2014 1-e Петра
Спасение Предсказанное Божьими Пророками 1-e Петра 1:10-12 11.12.2013 1-e Петра
Личность Иисуса Христа 1-e Петра 1:1-12 13.11.2013 1-e Петра
Заголовок Описание
1-e Петра

Послание обычно связывается (как и большинство общих посланий, таких как Иакова, Иоанна и Иуды) с именем автора, Петра, и считается его первым богодухновенным посланием.

Автор и время написания

Первый стих послания сообщает, что оно написано Петром, который был несомненным лидером среди апостолов Христа. Авторы Евангелий подчеркивают этот факт, помещая его имя на первое место в списке апостолов каждый раз (Мф. 10; Mк. 3; Лк. 6; Деян. 1) и сообщая о нем в 4 Евангелиях сведений больше, чем о любом другом человеке, кроме Христа. Первоначально известный как Симон (греч.) или Симеон (евр.), ср. Мк. 1:16; Ин. 1:40, 41, Петр был сыном Ионы (Мф. 16:17), которого также называли Иоанном (Ин. 1:42). Он происходил из семьи рыбаков, проживавшей в Вифсаиде, а позже в Капернауме. Андрей, брат Петра, привел Его ко Христу (Ин. 1:40-42). Петр был женат, и его жена помогала ему в служении (Мк. 1:29-31; 1Кор. 9:5).

Петр был призван следовать за Иисусом в самом начале служения Христа (Мк. 1:16, 17), а позже был помазан на апостольство (Мф. 10:2; Мк. 3:14-16). Иисус переименовал его в Петра (греч.), или Кифу (арам.). Оба слова означают «камень» (Ин. 1:42). Из всех Евангелий очевидно, что Господь избрал Петра для особых целей (Мф. 10; 16:13-21; 17:1-9; 24:1-7; 26:31-33; Ин. 6:6; 21:3-7, 15-17). Он всегда говорил от имени всех 12, ясно выражая их мысли и вопросы как собственные. Его победы и слабости описаны в Евангелиях и в Деян. 1-12.

После Воскресения и Вознесения Христа Петр предложил избрать кого-либо вместо Иуды (Деян. 1:15). После сошествия Святого Духа (Деян. 2:1-4) он получил силу, чтобы стать ведущим проповедником благовестия от дня Пятидесятницы (Деян. 2-12). Он также совершал замечательные чудеса в период становления церкви (Деян. 3-9) и открыл дверь для проповеди Евангелия самарянам (Деян. 8) и язычникам (Деян. 10). Согласно преданию, Петр наблюдал, как распяли его жену и ободрял ее словами «помни Господа». Когда пришло время быть распятым Петру, он, обращаясь к суду, сказал, что недостоин быть распятым подобно своему Господу и его следует распять вниз головой (приблизительно 67-68 гг. по Р. Х.). Предание говорит, что так и произошло.

Из-за его выдающегося положения в ранней церкви не было недостатка в документах, авторство которых приписывалось Петру ложно. То, что апостол Петр является автором 1-го Послания Петра, очевидно. Содержание этого письма имеет определенное сходство с его высказываниями в книге Деяний. Послание учит, например, что Христос есть камень, отвергнутый строителями (2:7, 8; Деян. 4:10, 11), а также, что Христос нелицеприятен (1:17; Деян. 10:34). Петр учит своих читателей «подчиняться друг другу» со смирением (5:5) и подражать смирению Господа, когда Он умыл и отер полотенцем ноги Своим ученикам (Ин. 13:3-5). В послании есть и другие утверждения, подобные высказываниям Христа (4:14; 5:7, 8). Более того, автор говорит о том, что он был свидетелем страданий Христа (5:1; ср. 3:18; 4:1). В дополнение к этим доказательствам, содержащимся в послании, следует отметить, что первые христиане никогда не сомневались, что оно написано Петром.

Единственное значительное сомнение в авторстве Петра возникает из-за классического стиля греческого языка, которым написано послание. Некоторые доказывают, что Петр, будучи простым рыбаком (Деян. 4:13), не мог использовать в письме литературный греческий язык, особенно в свете того, что 2-е Петра написано более простым языком. Однако доказательства их недостаточно обоснованы. Во-первых, то, что Петр был «некнижный» человек, не означает, что он был необразованным, а говорит лишь о том, что он не учился под руководством раввинов. Более того, хотя родным языком Петра был арамейский, греческий язык был вторым широко распространенным языком в Палестине. Очевидно также, что по крайней мере некоторые из авторов Нового Завета, хотя и не были высокообразованными, могли читать греческий вариант Ветхого Завета (см. использование Иаковом Септуагинты в Деян. 15:14-18).

Кроме этих доказательств возможности знания Петром греческого языка, Петр также поясняет (5:12), что он написал это письмо «чрез Силуана», известного также как Сила. Силуан мог быть также и посланником, которому поручили доставить это письмо к читателям. Однако более вероятно, что это утверждение говорит о том, что Петр считал Силуана своим секретарем, или писарем. В древнеримском мире было принято диктовать письма (ср. Павел и Тертий; Рим. 16:22), и секретари часто помогали с синтаксисом и грамматикой. Итак, Петр под воздействием Духа Божия, продиктовал письмо Силуану, а Силуан, который также был пророком (Деян. 15:32), помог ему составить письмо классическим греческим языком.

Наиболее вероятно, что 1-е Петра было написано непосредственно перед или сразу после июля 64 г. по Р. Х., когда произошел пожар в Риме, т. е., дата написания приблизительно 64-65 гг. по Р. Х.

Исторический фон и предпосылки написания

Когда пожар уничтожил Рим, римские жители считали, что город поджег император Нерон, вероятно, из-за его невероятной страсти к строительству. Чтобы строить больше и больше, он разрушал уже построенное.

Римляне были полностью разорены, их культура, в известном смысле, пала вместе с городом. Все предметы религиозного поклонения были разрушены: их великолепные храмы, святыни и даже домашние идолы сгорели в огне. Это оказало сильное влияние на их религиозные взгляды, поскольку они убедились, что их божества оказались неспособны защитить их от пожара и сами пали его жертвами. Люди оказались без жилья и без надежды. Многие погибли. Их чувство негодования было настолько сильным, что Нерон осознал необходимость направить их гнев в другое русло.

Император избрал христиан козлами отпущения. Их уже ненавидели из-за их тесной связи с иудеями, и, поскольку они казались враждебными римской культуре, Нерон быстро распространил слухи, что христиане подожгли город. В результате начались жестокие гонения против христиан, которые вскоре охватили Римскую Империю и коснулись северных провинций — Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1), затронув христиан, которых Петр называет «пришельцами». Эти «пришельцы», которые, вероятно, были из язычников, в большинстве своем (1:14, 18; 2:9, 10; 4:3) были приведены ко Христу Павлом и его сподвижниками и наставлены в учении Павла. Они нуждались в духовном укреплении из-за своих страданий. Апостол Петр под действием Духа Святого, написал это послание, чтобы укрепить их.

Петр писал, что он находился в «Вавилоне», когда писал послание (5:13). «Вавилон» мог быть одним из трех мест. Во-первых, римский аванпост в северном Египте назывался Вавилоном, однако это место было слишком малоизвестным, и нет повода полагать, что Петр когда-либо там бывал. Во-вторых, древний Вавилон в Месопотамии. Однако маловероятно, чтобы Петр, Марк и Силуан оказались вместе в одно и то же время в этом маленьком, отдаленном месте. В-третьих, «Вавилон» символизировал Рим. Во времена гонений авторы вынуждены были не называть имен и местожительства христиан, чтобы не подвергать их опасности. Петр, согласно преданиям, вслед за Иаковом и Павлом умер мученической смертью недалеко от Рима примерно 2 года спустя после написания послания. Таким образом, он написал это письмо на склоне жизни, вероятно, находясь в столице империи. Он не хотел, чтобы письмо было найдено и чтобы церковь пострадала, поэтому он скрыл место своего пребывания под символическим словом «Вавилон», которое подходило городу из-за его идолопоклонства (ср. Отк. 17:18).

Исторические и теологические темы

Так как верующие, которым адресовано послание, страдали от усиливающихся гонений (1:6; 2:12, 19-21; 3:9, 13-18; 4:1, 12-16, 19), целью послания было научить их жить в победе среди враждебного мира: 1) сохраняя надежду; 2) не огорчаясь; 3) доверяясь Господу и 4) ожидая Его Второго пришествия. Петр хотел внушить своим читателям, что жизнь в послушании и победе под гнетом гонений может помочь христианину евангелизировать враждебный ему мир (ср. 1:14; 2:1, 12, 15; 3:1-6, 13-17; 4:2; 5:8, 9).

Верующие постоянно подвергались опасности со стороны мировой системы, управляемой сатаной и его бесами. Усилия темных сил были направлены на дискредитацию церкви и разрушение ее чистоты и единства. Одним из постоянных способов действий этих духов был поиск христиан, которые не всегда пребывали в Слове Божьем, а затем они выставляли их напоказ перед неверующими, чтобы показать неискренность церкви. Христиане, однако, должны противостоять врагу и критике в молчании, силой своей святой жизни.

В этом послании Петр эмоционально пишет о двух видах истины. Первая категория позитивна и включает длинный список благословений, дарованных христианам. Говоря о сути христиан и о том, что означает познать Христа, Петр последовательно перечисляет благословения и привилегии. Среди списка привилегий указаны и страдания. Хотя христиане и обладают самыми высокими привилегиями, они должны знать, что мир будет обращаться с ними несправедливо. Они имеют гражданство на небесах, а во враждебном мире, управляемом сатаной, они пришельцы. Христианскую жизнь можно назвать призывом к славе и победе через страдания. Итак, основной вопрос, на который отвечает Петр в послании, — как христиане должны отвечать на враждебность. Ответ содержит практические советы и обращает внимание на Христа как на пример Человека, Который побеждал враждебность мира.

1-е Петра отвечает также и на другие важные практические вопросы о христианском образе жизни. Нуждаются ли христиане в священниках, чтобы те ходатайствовали за них перед Богом (2:5-9)? Как должны относиться христиане к светскому правительству и гражданскому непослушанию (2:13-17)? Как должны христиане-работники относиться к враждебным им работодателям (2:18)? Как должна вести себя христианка (3:3, 4)? Как может верующая жена привести своего неспасенного мужа ко Христу (3:1, 2)?

Проблемы толкования

1-е Петра 3:18-22 считается одним из самых трудных новозаветных текстов для перевода и толкования. Например, относится ли слово «духом» в 3:18 к Святому Духу или к Духу Христа? Проповедовал ли Христос через Ноя перед потопом или Он проповедовал о Себе после распятия (3:19)? Проповедь эта была обращена к людям во время Ноя или к бесам в бездне (3:19)? Учит ли 3:20, 21 возрождению (спасению) через крещение или спасение может быть только через веру во Христа? Ответы на эти вопросы вы найдете в примечаниях.

План

Приветствие (1:1, 2)

I. Напоминание о величии нашего спасения (1:3–2:10)

А. Уверенность в нашем будущем наследии (1:3-12)

1. Хранимом силой Божией (1:3-5)
2. Утвержденном испытаниями и гонениями (1:6-9)
3. Предсказанном пророками Божьими (1:10-12)

Б. Последствия нашего будущего наследия (1:13–2:10)

1. Твердая надежда (1:13-16)
2. Постоянное странствование (1:17-21)
3. Сила любви (1:22–2:3)
4. Похвала Христа (2:4-10)

II. Напоминание о важности личного примера перед людьми (2:11–4:6)

А. Благочестивый образ жизни перед неверующими (2:11–3:7)

1. Покорность правительству (2:11-17)
2. Покорность господам (2:18-25)
3. Покорность в семье (3:1-7)

Б. Благочестивый образ жизни перед верующими (3:8-12)
В. Благочестивый образ жизни среди страданий (3:13–4:6)

1. Принцип страдания к праведности (3:13-17)
2. Пример страдания к праведности (3:18-22)
3. Цель страдания к праведности (4:1-6)

III. Напоминание о возвращении нашего Господа (4:7–5:11)

А. Ответственность за христианский образ жизни (4:7-11)
Б. Награды христиан за страдания (4:12-19)
В. Требования к руководителям христиан (5:1-4)
Г. Сознание победы христиан (5:5-11)

Заключение (5:12-14)

Вечерия Господня
К Римлянам

Название послания вытекает из того факта, что впервые оно было получено членами церкви, которая находилась в столице Римской империи (1:7).

Автор и время написания

То, что Послание к Римлянам написано Павлом, не вызывает никаких споров. Как и его тезка, первый царь Израиля Саул (Павел – греческий эквивалент этого имени), Павел происходил из колена Вениаминова (Флп. 3:5). Он также был римским гражданином (Деян. 16:37; 22:25). Павел родился примерно в одно время с Христом, в Тарсе (Деян. 9:11), важном городе (Деян. 21:39) римской провинции Киликии, расположенной в Малой Азии (современная Турция). Его юные годы прошли в Иерусалиме, где он учился у выдающегося наставника Гамалиила (Деян. 22:3). Как и его отец, Павел был фарисеем (Деян. 23:6), членом самой ревностной иудейской секты (ср. Флп. 3:5).

Чудесным образом обращенный по пути в Дамаск (ок. 33-34 гг. по Р. Х.), когда он направлялся для ареста христиан того города, Павел сразу же начал проповедовать благую весть (Деян. 9:20). После того, как Павел едва не лишился жизни в Дамаске (Деян. 9:23-25; 2Кор. 11:32,33), он провел три года в Аравии, на юго-востоке от Мертвого моря (Гал. 1:17, 18). В это время Господь через откровения преподал ему основы учения (Гал. 1:11, 12).

Более, нежели кто иной, Павел содействовал распространению христианства в Римской Империи. Он совершил три миссионерских путешествия по Средиземноморью, неустанно проповедуя благую весть, с которой он раньше стремился бороться (Деян. 26:9). Вернувшись в Иерусалим с собранными для нуждающихся деньгами, он стал жертвой несправедливого обвинения со стороны некоторых иудеев (Деян. 21:27-29), после чего его жестоко избили (Деян. 21:30, 31) и передали римлянам. Хотя оба римских правителя, Феликс и Фест, а также Ирод Агриппа не нашли в нем никакой вины, иудейским начальникам удалось заключить Павла в тюрьму. Через два года Апостол благодаря своему римскому гражданству обратился с апелляцией к Кесарю. После тяжелейшего путешествия (Деян. 27, 28), включавшего в себя страшный двухнедельный шторм и последующее кораблекрушение, Павел достиг Рима. Впоследствии он был выпущен на короткое время, которое посвятил служению, но затем вновь отправлен в заключение. Это происходило в Риме около 65-67 гг. по Р. Х. (ср. 2Тим. 4:6).

Не обладая особенными физическими данными (ср. 2Кор. 10:10; Гал. 4:14), Павел имел внутреннюю силу, дарованную ему от Святого Духа (Флп. 4:13). Милость Божия оказалась достаточной для того, чтобы достойный слуга Христов мог достойно подвизаться и совершать течение (2Кор. 12:9, 10; 2Тим. 4:7).

Многие ссылки указывают на то, что Павел писал римлянам из Коринфа. К ним следует отнести упоминание о Фиве (Рим. 16:1), о Кенхреях – коринфском порте, о Гаии (Рим. 16:23) и Ерасте (Рим. 16:23). Все они были связаны с Коринфом. Апостол писал это послание в конце своего третьего миссионерского путешествия (скорее всего в 56 г. по Р. Х.), когда он готовился покинуть Палестину, чтобы доставить пожертвования для бедных членов Иерусалимской церкви (Рим. 15:25). Доставить данное послание римским верующим было поручено Фиве (16:1, 2).

Исторический фон и предпосылки написания

Рим был столицей и самым важным городом Римской Империи. Он был основан в 753 г. до Р. Х., но в Библии упоминание о нем появляется только в Новом Завете. Рим расположен вдоль берегов реки Тибр на расстоянии 15 миль (23 км) от Средиземного моря. До того как была вырыта искусственная бухта в окрестностях Остии, главный римский порт находился в бухте Путеола, удаленной от города на150 миль (230 км) (см. пояснение к Деян. 28:13). Во времена Павла население города превышало один миллион человек, большую его часть составляли рабы. В Риме располагались великолепные здания, такие как дворец императора, цирк Максима и форум, но эта красота омрачалась множеством трущоб. Павел был предан смерти во время правления Нерона (54-68 гг. по Р. Х.) на отведенном для казни месте, которое находилось на Остийской дороге.

Вероятно, некоторые из обращенных в день Пятидесятницы основали церковь в Риме (ср. Деян. 2:10). Долгое время Павел сильно желал посетить римскую церковь, но это ему никак не удавалось (1:13). Божьим провидением невозможность Павла посетить Рим дала миру этот богодухновенный шедевр евангельского учения.

Главной задачей Павла было написать римлянам о великих истинах благой вести и благодати для верующих, которые еще не получали никаких апостольских наставлений. Этим письмом он также представлял себя церкви, где его еще не знали лично, но которую он надеялся вскоре посетить по нескольким важным причинам. Ему нужно было укрепить церковь (1:11), проповедовать благую весть (1:15) и познакомиться с римскими христианами, для того чтобы они ободрили его (1:12; 15:32), помолились за него (15:30) и помогли ему подготовиться к служению в Испании (15:28).

В отличие от некоторых других посланий Павла (например, 1-е, 2-е Коринфянам, Галатам), его целью не было исправление теологических ошибок или выражение негодования по поводу нечестивого образа жизни. В Римской церкви преобладало здравое учение, но, как и все церкви, она нуждалась в доктринальных и практических рекомендациях, которые и содержатся в данном послании.

Исторические и теологические темы

Поскольку Послание к Римлянам имеет прежде всего доктринальный характер, оно не содержит обширного исторического материала. Павел, как примеры, упоминает таких героев Ветхого Завета, как Авраам (гл. 4), Давид (4:6-8), Адам (5:12-21), Сарра (9:9), Ревекка (9:10), Иаков и Исав (9:10-13) и фараон (9:17). Он также возвращается к некоторым событиям из истории Израиля (гл. 9-11). Отдельные места гл. 16 дают описание ранней церкви и характеристику ее членов.

Центральной темой послания является праведность, которая исходит от Бога: прекрасная истина о том, что Бог оправдывает осужденных грешников только Своей благодатью и только через Иисуса Христа. В гл. 1-11 излагаются богословские истины этого учения, а в гл. 12-16 даются подробные наставления для жизни отдельных верующих и всей церкви. Рассматриваются такие вопросы, как духовное руководство (1:8-15), гнев Божий против греховного человечества (1:18-32), принципы высшего суда (2:1-16), всеобщность греха (3:9-20), единственный путь оправдания посредством веры (3:21–4:25), гарантия спасения (5:1-11), переход греха Адама к будущим поколениям (5:12-21), освящение (гл. 6-8), избрание по воле Всевышнего (гл. 9), Божий план для Израиля (гл. 11), духовные

дары и благочестие жизни (гл. 12), покорность верующего земным властям (гл. 13) и принципы христианской свободы (14:1–15:12).

Проблемы толкования

В Послании к Римлянам впервые в Новом Завете появляются рассуждения богословского характера, и некоторые из них являются сложными для понимания. Рассуждения Павла о совершенном Адамом грехе (5:12-21) являются одним из глубочайших мест во всем Писании. Природа единства человечества с Адамом и передачи его греха всем людям неизменно является предметом горячих споров. Исследователи Библии расходятся во мнениях по содержанию стихов 7:7-25. Идет ли здесь речь об опыте Павла до того, как он уверовал, или после того, или же это чисто литературный прием, совершенно не связанный с его биографией. Многих верующих смущают близкие по смыслу положения об избрании (8:28-30) и владычестве Бога (9:6-29). Другие сомневаются относительно того, являются ли главы 9-11 учением о том, что Бог имеет план для будущего народа Израиля. Некоторые не принимают учения Павла о подчинении верующих властям (13:1-7), отдавая предпочтение активности христианского действия, другие же оправдывают этими стихами рабскую покорность тоталитарным режимам. На все эти и другие проблемы толкования направлены пояснения к соответственным местам послания.

План

I. Приветствия и вступление (1:1-15)

II. Тема (1:16, 17)

III. Осуждение: потребность в Божией праведности (1:18–3:20)

А. Нечестивые язычники (1:18-32)
Б. Нечестивые иудеи (2:1–3:8)
В. Нечестивое человечество (3:9-20)

IV. Оправдание: явление Божией праведности (3:21–5:21)

А. Источник праведности (3:21-31)
Б. Пример праведности (4:1-25)
В. Благословения праведности (5:1-11)
Г. Вменение праведности (5:12-21)

V. Освящение: проявление Божией праведности (6:1–8:39)

VI. Восстановление: принятие Израилем Божией праведности (9:1–11:36)

VII. Применение: поведение в Божией праведности (12:1–15:13)

VIII. Заключение, слова прощания и благословение (15:14–16:27)