Заголовок Библейский стих Дата Серии
Слабость Во Власти 03.02.2016 От Марка
Принципы Проповеди Евангелия 16.12.2015 От Марка
Евангелие от Марк 5:21-43 02.09.2015
Кто Боялся Иисуса Христа? От Марка 5:1-20 15.07.2015 От Марка
Бог Никогда не Оставляет Своих Детей во Время Бури От Марка 4:35-41 03.12.2014 От Марка
Кто Имеет Уши Слышать Да Слышит От Марка 4:21-25 19.10.2014 От Марка
Иисус Есть Свет От Марка 4:21-25 23.07.2014 От Марка
Притча о 4 Почвах От Марка 4:1-20 30.03.2014 От Марка
Кто Такой Дух Святой 12.02.2014 От Марка
Кто Такой Дьявол От Марка 3:22-30 15.01.2014 От Марка
Лжец, Лунатик или Господь От Марка 3:20-35 04.12.2013 От Марка
12 Обыкновенных Мужчин От Марка 3:13-19
От Луки 6:12-16
16.10.2013 От Марка
Иисус Выбирает 12 Учеников От Марка 3:13-19 14.08.2013 От Марка
Марк Делает Обзор От Марка 3:7-12 17.07.2013 От Марка
Иисус Господин Субботы (Часть 2) От Марка 3:1-5 22.05.2013 От Марка
Иисус Господин Субботы (Часть 1) От Марка 2:23-28 17.04.2013 От Марка
Иисус Христос Приносит Перемену От Марка 2:18-22 27.03.2013 От Матфея
Мытари и Грешники От Марка 2:13-17 16.01.2013 От Марка
Иисус Имеет Власть Над Грехом От Марка 2:1-12 12.12.2012 От Марка
Духовная Проказа 14.11.2012 От Матфея
Заголовок Описание
Ездра
От Марка

Марк, чьим именем названо это Евангелие, был близким другом Апостола Петра и личностью, снова возникающей в книге Деяний, где он известен как «Иоанн, называемый Марком» (Деян. 12:12, 25; 15:37, 39). Именно в дом матери Иоанна Марка в Иерусалиме пошел Петр после своего освобождения из тюрьмы (Деян. 12:12).

Иоанн Марк, будучи родственником Варнавы (Кол. 4:10), сопровождал Павла и Варнаву во время первого миссионерского путешествия Павла (Деян. 12:25; 13:5). Но он оставил их по пути в Пергию и вернулся в Иерусалим (Деян. 13:13). Когда Варнава захотел, чтобы Павел взял Иоанна Марка во второе миссионерское путешествие, Павел отказался. Трения, которые в результате этого произошли между Павлом и Варнавой, привели к их разлуке (Деян. 15:38-40).

Но прежняя нерешительность Иоанна Марка, очевидно, уступила место большой силе и зрелости, и он со временем прекрасно проявил себя даже в глазах Апостола Павла. Когда Павел писал Колоссянам, он давал им указание, в случае, если Иоанн Марк придет, принять его (Кол. 4:10). Павел даже назвал Марка в числе своих сотрудников (Флм. 24). Позже Павел сказал Тимофею: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. 4:11).

Восстановление Иоанна Марка для действенного служения могло произойти, отчасти, благодаря служению Петра. Близкие отношения Петра с Марком очевидны из сказанного им об Иоанне «Марк, сын мой» (1Пет. 5:13). Петр сам переносил неудачи, и его влияние на молодого человека, без сомнения, способствовало тому, чтобы последний вышел из нерешительности юности и вошел в силу и зрелость, необходимые ему для труда, к которому Бог призвал его.

Автор и время написания

В отличие от посланий, Евангелия не содержат имен их авторов. Отцы ранней Церкви, однако, единодушно утверждают, что Марк написал это второе Евангелие. Папий, епископ Иерополиса, писал около 140 г. по Р.Х.:

«И пресвитер (Апостол Иоанн) сказал так: «Марк, став истолкователем Петра, точно записал все, что он вспомнил. Однако не было точной последовательности в том, что Марк рассказывал о словах или делах Христа. Ибо он ни слушал Господа, ни сопровождал Его. Но впоследствии, как я сказал, он сопровождал Петра, который приспособил свои наставления к нуждам своих слушателей, но без всякого намерения дать систематическое изложение того, что говорил Иисус. Почему же Марк не сделал никакой ошибки в таком письменном изложении некоторых событий, как он вспомнил их? Потому что он особенно заботился об одном: не упустить ничего из того, что он услышал, и не поместить ничего вымышленного в утверждения». (Из «Толкование оракулов Господа» 6).

Иустин Мученик, писавший около 150 г. по Р.Х., ссылался на Евангелие от Марка как на «воспоминания Петра» и предположил, что Марк изложил свое Евангелие, пока был в Риме. Это соответствует неизменному голосу раннего предания, которое считает, что это Евангелие было написано в Риме для поддержки римских христиан. Ириней, который писал около 185 г. по Р.Х., назвал Марка «учеником и истолкователем Петра» и считал, что второе Евангелие состоит из проповеди Петра о Христе. Свидетельства отцов церкви расходятся в том, было ли это Евангелие написано до или после смерти Петра (около 67–68 гг. по Р.Х.).

Даты написания Евангелия Марком евангельские ученые определили пределом от 50 г. до 70 г. по Р.Х. Доказательством того, что Евангелие от Марка было написано до 70 г. по Р.Х. (т.е. до разрушения Иерусалима и храма) являются слова Иисуса в Мк. 13:2, а также то, что Евангелие от Луки было написано до Деяний (Деян. 1:1-3). Дата написания Деяний может быть, вероятно, определена приблизительно как 63 г. по Р.Х., потому, что она близка ко времени окончания повествования (см. во Введении к Деяниям: Автор и даты). Поэтому, хотя и не однозначно, но считается, что Евангелие от Марка было написано раньше, возможно, в 50-х годах.

Исторический фон и предпосылки написания

В отличие от Евангелия от Матфея, которое было написано для еврейской аудитории, Евангелие от Марка было написано для римских верующих, особенно язычников. Используя арамейские термины, Марк тут же переводит их своим читателям ( 3:17; 5:41; 7:11, 34; 10:46; 14:36; 15:22, 34). С другой стороны, в некоторых местах он использовал латинские выражения вместо их греческих эквивалентов (5:9; 6:27; 12:15, 42; 15:16, 39). Время он также исчислял согласно римской системе (6:48; 13:35) и тщательно объяснял еврейские основы (7:3, 4; 14:12; 15:42), такие, как родословные, которыми снабжены Евангелия от Матфея и Луки. Это Евангелие также не дает много ссылок на Ветхий Завет и содержит меньше материала, который представлял бы особый интерес для еврейских читателей – как, например, обличение фарисеев и саддукеев (саддукеи упомянуты лишь однажды в 12:18). Упоминая Симона Киринеянина (15:21), Марк отождествляет его с отцом Руфа, который был известным членом церкви в Риме (Рим. 16:13). Все это подкрепляет традиционное мнение, что Евангелие от Марка было написано для языческой аудитории, первоначально римской.

Исторические и теологические темы

Марк представляет нам Иисуса как страдающего Слугу Господнего (10:45). Он сосредоточивается на делах Иисуса больше, чем на Его учении, практически придавая особое значение служению и жертве. Марк пропускает слишком длинные беседы, которые встречаются в других Евангелиях, часто цитируя только краткие выдержки, чтобы передать сущность учения Иисуса. Марк также не включает какое-либо сообщение о происхождении и Рождестве Иисуса, открывая повествование моментом начала общественного служения Иисуса – Его Крещением от Иоанна и искушением в пустыне.

Марк показывает человеческую природу Христа более определенно, чем другие евангелисты, подчеркивая свойственные Христу человеческие эмоции (1:41; 3:5; 6:34; 8:12; 9:36), Его человеческие пределы (4:38; 11:12; 13:32) и, вводя другие маленькие детали, которые концентрируют внимание на человеческой природе Сына Божия (например, 7:33, 34; 8:12; 9:36; 10:13-16).

Проблемы толкования

Три значительных вопроса встают перед истолкователем Евангелия от Марка:

1) какая связь между Евангелием от Марка и Евангелием от Луки и Матфея (см. ниже «синоптическая проблема»)?

2) как следует толковать эсхатологические места (см. пояснения к главам 4 и 13)?

3) были ли последние 12 стихов 16-й главы первоначально частью Евангелия от Марка (см. пояснение к 16:9-20)?

Синоптическая проблема

Даже беглое прочтение Евангелий от Матфея, Марка и Луки обнаруживает как поразительные сходства (ср. 2:3-12; Мф. 9:2-8; Лк. 5:18-26), так и значительные различия в том, как каждый рассматривает жизнь, служение и учение Иисуса. Обсуждаемый вопрос, т.е. объяснение и сходства и различия, известен под названием «синоптическая проблема» (syn – «вместе», optic – «видение»).

Современным объяснением – даже среди протестантов – было предположение, что существует некая форма литературной зависимости между синоптическими Евангелиями. Самая широко принятая теория объяснения такой сомнительной литературной зависимости известна под названием теории «двух источников». Согласно этой гипотезе, первым было написано Евангелие от Марка, а Матфей и Лука впоследствии использовали его в качестве источника для своих Евангелий. Сторонники такого мнения предполагают существование несохранившегося второго источника, помеченного буквой Q (от немецкого слова «Quelle» – «источник»), и утверждают, что он якобы является в Евангелиях Матфея и Луки источником материала, которого нет в Евангелии от Марка. Они выдвигают несколько оснований для доказательства их построений:

1) большая часть Евангелия от Марка находит соответствие в Евангелиях от Матфея и Луки. Поскольку оно гораздо короче, чем Евангелие от Матфея и Луки, последние должны быть расширенным повествованием от Марка;

2) три Евангелия следуют одинаковому общему хронологическому порядку, но, когда кто-то один отступает от хронологии Марка, другой соглашается с Марком. Выражаясь иначе, Матфей и Лука не отступают от хронологии Марка оба в одинаковых местах. Это доказывает, что евангелисты Матфей и Лука использовали Евангелие от Марка для своей исторической структуры;

3) в местах, общих для всех трех Евангелий, изложение у Матфея и у Луки редко сходится, когда оно отличается от изложения у Марка. Сторонники теории «двух источников» видят в этом подтверждение, что Матфей и Лука использовали Евангелие от Марка в качестве источника.

Однако эти доводы не доказывают правильности их теории об источниках. На самом деле такой теории сильно противоречат весомые доказательства:

1) Вплоть до девятнадцатого столетия почти единодушным свидетельством Церкви было то, что Евангелие от Матфея написано первым. Такое впечатляющее основание для доказательства не может быть проигнорировано.

2) Неужели Матфей, Апостол и очевидец событий жизни Христа, станет полагаться на Марка (который не был очевидцем) даже при сообщении о своем личном обращении?

3) Значительный статистический анализ синоптических Евангелий показал, что параллели между ними гораздо менее обширны и различия более существенны, чем это обычно признается, а различия особенно свидетельствуют против литературной зависимости авторов Евангелий.

4) Поскольку Евангелия увековечивают подлинные исторические события, было бы удивительно, если бы они не следовали одинаковой общей исторической последовательности. Например, факт, что во всех трех книгах по истории Америки имеются в одинаковом хронологическом порядке Война за независимость, Гражданская война, 1-я Мировая война, 2-я Мировая война, Вьетнамская война в заливе, не доказывает, что авторы прочли книги друг друга. Общее согласие в содержании не доказывает литературную зависимость.

5) Места, в которых Матфей и Лука согласуются против Марка (см. аргумент в пользу теории «двух источников»), составляют приблизительно одну шестую объема у Матфея и одну шестую у Луки. Если бы они использовали Евангелие от Марка в качестве источника, то нельзя было бы удовлетворительно объяснить, почему Матфей и Лука так часто оба меняли бы слова Марка одинаковым образом.

6) Теория «двух источников» не может объяснить важный раздел в Евангелии от Марка (6:45–8:26), который Лука не включает. Этот пропуск предполагает, что Лука не видел Евангелия от Марка, прежде чем писал свое.

7) Нет исторических или рукописных данных, что документ Q когда-либо существовал. Это является исключительно выдумкой современного скептицизма и, возможно, способом отвергнуть устную передачу Евангелия.

8) Любая теория литературной зависимости между авторами Евангелий не учитывает важности их личных отношений друг с другом. Марк и Лука были оба спутниками Павла (ср. Флм. 24), ранняя церковь (включая Матфея) в течение некоторого времени собиралась в доме матери Марка (Деян. 12:12), и Лука мог бы свободно познакомиться с Матфеем во время двухлетнего заключения Павла в Кесарии (см. пояснение к Деян. 27:1). Такие контакты делают излишними теории взаимной литературной зависимости.

9) Самым простым решением «синоптической проблемы» является признание, что никакой такой проблемы не существует! Так как критики не могут доказать литературную зависимость между авторами Евангелий, нет никакой необходимости объяснять ее. Традиционная точка зрения, что авторы Евангелий были вдохновлены Богом и писали независимо друг от друга (исключая только, что все три были движимы одним и тем же Святым Духом; 2Пет. 1:21), – остается единственной правдоподобной точкой зрения.

Когда читатель сравнивает различные точки зрения авторов Евангелий, становится ясным, как хорошо они согласуются и приводят к более полному представлению всего события или сказанных слов. Их мнения, сведенные вместе, не противоречат, а дополняют друг друга, обнаруживая более полное согласие между ними. Очевидные трудности рассматриваются в пояснениях к каждому Евангелию.

План

I. Пролог: в пустыне (1:1-13)

А. Поручение Иоанну (1:1-8)
Б. Крещение Иисуса (1:9-11)
В. Искушение Иисуса (1:12, 13)

II. Начало служения Иисуса в Галилее и близлежащих районах (1:14–7:23)

А. Он провозглашает Свое поручение (1:14, 15)
Б. Он призывает Своих учеников (1:16-20)
В. Он служит в Капернауме (1:21-34)
Г. Он обращается к Галилее (1:35-45)
Д. Он защищает Свое служение (2:1–3:6)
Е. Он служит множеству народа (3:7-12)
Ж. Он назначает Двенадцать (3:13-19)
З. Он укоряет книжников и фарисеев (3:20-30)
И. Он определяет Свою духовную семью (3:31-35)
К. Он проповедует притчами (4:1-34)

1. Сеятель (4:1-9)
2. Причина для притчей (4:10-12)
3. Объяснение притчи о сеятеле (4:13-20)
4. Свеча (4:21-25)
5. Семя (4:26-29)
6. Горчичное зерно (4:30-34)

Л. Он демонстрирует Свою силу (4:35–5:43)

1. Усмирение бури (4:35-41)
2. Изгнание бесов (5:1-20)
3. Исцеление больной (5:21-34)
4. Воскрешение умершей (5:35-43)

М. Он возвращается в Свой родной город (6:1-6)
Н. Он посылает Своих учеников (6:7-13)
О. Он приобретает могущественного врага (6:14-29)
П. Он перегруппировывает учеников (6:30-32)
Р. Он насыщает пять тысяч (6:33-44)
С. Он ходит по воде (6:45-52)
Т. Он исцеляет многих людей (6:53-56)
У. Он отвечает фарисеям (7:1-23)

III. Расширение пределов Его служения на различные языческие районы (7:24–9:50):

А. Тир и Сидон: Он освобождает дочь женщины-язычницы (7:24-30)
Б. Десятиградие: Он исцеляет глухонемого (7:31-37)
В. Восточное побережье Галилеи: Он насыщает четыре тысячи (8:1-9)
Г. Далмануф: Он противостоит фарисеям (8:10-12)
Д. Другая сторона озера: Он упрекает учеников (8:13-21)
Е. Вифсаида: Он исцеляет слепого (8:22-26)
Ж. Кесария Филиппова и Капернаум: Он наставляет учеников (8:27–9:50)

1. Петр исповедует Иисуса как Христа (8:27-30)
2. Иисус предсказывает Свою смерть (8:31-33)
3. Он объясняет цену следования за Ним (8:34-38)
4. Он показывает Свою славу (9:1-10)
5. Он поясняет роль Илии (9:11-13)
6. Он изгоняет неподатливого духа (9:14-29)
7. Он снова предрекает Свою смерть и воскресение (9:30-32)
8. Он дает характеристику силы Царствия (9:33-37)
9. Он называет истинный духовный плод (9:38-41)
10. Он предупреждает о потенциальных камнях преткновения (9:42-50)

IV. Окончание Его служения и путь в Иерусалим (10:1-52)

А. Он учит о разводе (10:1-12)
Б. Он благословляет детей (10:13-16)
В. Он предъявляет требования богатому молодому правителю (10:17-27)
Г. Он подтверждает награду учеников (10:28-31)
Д. Он готовит учеников к Своей смерти (10:32-34)
Е. Он поощряет учеников к смиренному служению (10:35-45)
Ж. Он исцеляет слепого (10:46-52)

V. Завершение Его служения в Иерусалиме (11:1–16:20)

А. Торжественный вход (11:1-11)
Б. Очищение (11:12-19)

1. Осуждение бесплодной смоковницы (11:12-14)
2. Очищение храма (11:15-19)

В. Поучение публично и наедине (11:20–13:37)

1. Публично в храме (11:20–12:44)

а. Вступление: урок проклятой смоковницы (11:20-26)
б. Относительно Его власти (11:27-33)
в. Относительно Его отвержения (12:1-12)
г. Относительно уплаты податей (12:13-17)
д. Относительно воскресения (12:18-27)
е. Относительно наибольшей заповеди (12:28-34)
ж. Относительно истинного сыновства Мессии (12:35-37)
з. Относительно книжников (12:38-40)
и. Относительно истинного даяния (12:41-44)

2. Наедине на Елеонской горе (13:1-37)

а. Вопрос учеников о конце времен (13:1)
б. Ответ Господа (13:2-37)

Г. Приготовление к предательству (14:1, 2, 10, 11)
Д. Помазание, Последняя Вечеря, предательство, арест
Е. Суд (иудейская фаза) (14:3-9; 12-72)

1. Помазание: Вифания (14:3-9)
2. Последняя вечеря: Иерусалим (14:12-31)
3. Молитва: Гефсимания (14:32-42)
4. Предательство: Гефсимания (14:43-52)
5. Иудейский суд: дом Каиафы (14:53-72)

Ж. Суд (римская фаза), распятие (15:1-41)

1. Римский суд: претория Пилата (15:1-15)
2. Распятие: Голгофа (15:16-41)
З. Погребение во гробе Иосифа Аримафейского (15:42-47)

И. Воскресение (16:1-8)
К. Постскриптум (16:9-20)

От Матфея

Матфей, что означает «дар Божий», – другое имя Левия, сборщика пошлин, который оставил все, чтобы последовать за Христом (Лк. 5:27, 28). Матфей был одним из 12 апостолов (10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13).

Перечисляя всех 12 апостолов, он ясно называет себя «мытарем». Ни в одном из других мест Писания имя Матфей не ассоциируется со «сборщиком пошлин», т.е. «мытарем». Другие евангелисты, говоря о его греховном прошлом, употребляют его первое имя – Левий.

Это свидетельствует о скромности Матфея.

Так же, как и остальные три Евангелия, этот труд известен под именем его автора.

Автор и время написания

Канонический характер Евангелия от Матфея и его авторство не подвергались сомнению в ранней церкви. Евсевий (приблизительно 265-339 г. по Р.Х.) цитирует Оригена (приблизительно 185-254 гг. по Р.Х.): «Среди четырех Евангелий, которые являются единственно неоспоримыми в Божьей церкви, я изучил традиционно, что первое было написано Матфеем (который в прошлом был мытарем, а впоследствии апостолом Иисуса Христа) и что оно было предназначено для новообращенных из иудеев». (Церковная история, 6:25).

Ясно, что это Евангелие было написано в относительно ранний период, предшествующий разрушению храма в 70 г. по Р.Х. Некоторые ученые предлагают как дату написания Евангелия от Матфея 50 г. по Р.Х.

С целью дальнейшего обсуждения некоторых моментов, касающихся авторства и даты написания этого Евангелия, особенно «синоптической проблемы», см. во Введении к Евангелию от Марка: Проблемы толкования.

Исторический фон и предпосылки написания

В Евангелии от Матфея в значительной степени заметны особенности жизни евреев. Это очевидно из родословной Христа, которая ведется Матфеем со времен Авраама.

В противоположность этому, евангелист Лука, желая показать Христа Спасителем человечества, все время обращается ко временам Адама. Цель Матфея несколько уже – показать Христа как Царя и Мессию Израиля. Это Евангелие более чем 600 раз цитирует пророческие утверждения Ветхого Завета, подчеркивающие, что Христос является воплощением всех этих обетований.

Утверждение о том, что Матфей писал преимущественно для евреев, очевидно в дальнейшем из некоторых фактов: Матфей обычно ссылается на еврейскую традицию, не объясняя ее (в отличие от других Евангелий – Мк. 7:3; Ин. 19:40). Он постоянно ссылается на Христа как на «Сына Давида» (1:1; 9:27; 12:23; 15:22; 20:30; 21:9, 15; 22:42, 45).

Матфей осторожен с чувствами евреев относительно имени Бога и говорит о «Царстве Небесном» там, где другие евангелисты говорят о «Божьем Царстве». Все основные темы книги берут свое начало из Ветхого Завета и построены в свете ожиданий Израилем Мессии.

На основе того, что Матфей использует греческий язык, можно предположить, что он писал как палестинский еврей для евреев-эллинистов, живущих в других местах. Он писал как очевидец многих событий, свидетельствуя из первых рук о словах и труде Иисуса из Назарета.

Его цель ясна: показать, что Иисус – долгожданный Мессия для евреев. Многократные ссылки на Ветхий Завет специально предназначены для того, чтобы показать связь между обетованным Мессией и Христом, предначертанным историей человечества. Эта цель никогда не выпадает из поля зрения Матфея, и он приводит в качестве доказательств множество более мелких подробностей мессианских прав Иисуса (например, 2:17, 18; 4:13-15; 13:35; 21:4, 5; 27:9, 10).

Исторические и теологические темы

Поскольку речь идет о представлении Матфеем Иисуса как Мессии, Царя иудеев, интерес к ветхозаветным обетованиям Царства проходит через все его Евангелие. В книге (как нигде более во всем Писании) 32 раза используется Матфеем фраза «Царство Небесное».

Начальная родословная Христа предназначена подтвердить документально утверждение Его Царем Израиля, и вся остальная книга завершает эту тему. Матфей показывает Христа как наследника царской линии.

Он демонстрирует, что Иисус является воплощением множества ветхозаветных пророчеств относительно Царя, Который придет. Он предлагает доказательство за доказательством, чтобы установить исключительное право Христа на Царство. Все остальные исторические и теологические темы книги вращаются вокруг этой.

Матфей записывает пять основных проповедей Христа: 1) Нагорную проповедь (гл. 5-7), 2) поручение служения апостолам (гл. 10), 3) притчи о Царстве Небесном (гл. 13), 4) слово о подобии верующих детям и 5) предсказание Своего Второго пришествия.

Каждая речь заканчивается различными вариациями фразы: «Когда Иисус закончил слова сии» (7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1), и это становится поводом к началу новой части повествования. Длинная вступительная часть (гл. 1-4) и короткое заключение (28:16-20) обрамляют все остальное Евангелие, которое естественным образом делится на пять разделов, каждый из которых представляет рассуждение Христа и изложение событий.

Некоторые проводят параллель между этими пятью разделами и Пятикнижием Моисея в Ветхом Завете.

Конфликт между Христом и фарисейством – еще одна общая тема Евангелия от Матфея. Матфей стремится показать заблуждение фарисеев не ради того, чтобы возвеличить себя, а ради евреев, читающих его Евангелие. Матфей, например, опускает притчу о фарисее и мытаре, хотя эта притча поставила бы его в выгодное положение.

У Матфея также чаще, чем в других Евангелиях, упоминаются саддукеи. Он изображает и фарисеев и саддукеев в отрицательном свете и дает предупреждение о том, что следует избегать влияния их учения (16:11, 12). Хотя они имели разногласия друг с другом по основным доктринальным вопросам, их объединяла ненависть ко Христу.

Для Матфея они были олицетворением всех тех в Израиле, кто отрицал Христа как Царя.

Непринятие Мессии Израиля – вторая постоянная тема Евангелия. Здесь сильнее, чем где-либо в других Евангелиях, показаны нападки на Христа. Начиная с момента бегства в Египет до событий у креста, Матфей более ярко, чем другие евангелисты, описывает отвержение Христа. В изображении Матфеем распятия мы не видим ни кающегося разбойника, ни друзей, ни тех, кого любил Христос.

В момент Своей смерти Он оставлен даже Богом (27:46). Тень отвержения никогда не покидает повествование. Все же Матфей изображает Его как победоносного Царя, Который однажды явится «на облаках небесных с силою и славою великою».

Проблемы толкования

Как упоминалось выше, Матфей сосредоточивает повествование вокруг пяти больших рассуждений Христа. Он не пытается следовать строгой хронологии, и при сравнении Евангелий обнаруживается, что Матфей свободно манипулирует событиями. Он рассматривает темы и имеет дело с широкими понятиями. Места, содержащие пророчества, представляют особую проблему для толкования.

Проповедь Иисуса на Елеонской горе, например, содержит некоторые подробности, которые вызывают образы жестокого разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Слова Иисуса в 24:34 привели некоторых к заключению, что все это было исполнено, хотя и не буквально, во времена римского владычества того периода.

Эта точка зрения известна как ретроспективная (претеризм). Но это является грубой ошибкой в толковании, потому что толкователь побуждается придавать этим местам духовный, аллегорический смысл, что является необоснованным с точки зрения методов экзегетики. Правильным при рассмотрении этих отрывков является грамматико-исторический герменевтический подход, и это неизменно приводит к футуристическому, направленному в будущее, толкованию основных пророчеств.

Для обсуждения синоптической проблемы смотрите во Введении к Евангелию от Марка: Проблемы толкования.

План

I. Пролог: пришествие Царя (1:1-4:25)

А. Его рождение (1:1-2:23)

1. Его происхождение (1:1-17)
2. Его появление (1:18-25)
3. Поклонение Ему (2:1-12)
4. Его враги (2:13-23)

Б. Его вступление на путь открытого служения (3:1-4:25)

1. Его Предтеча (3:1-12)
2. Его крещение (3:13-17)
3. Его искушение (4:1-11)
4. Его самое раннее служение (4:12-12-25)

II. Власть Царя (5:1-9:38)

А. Рассуждение 1: Нагорная Проповедь (5:1-7:29)

1. Праведность и счастье (5:1-12)
2. Праведность и ученичество (5:13-16)
3. Праведность и Писание (5:17-20)
4. Праведность и мораль (5:21-48)
5. Праведность и практическая религия (6:1-18)
6. Праведность и мирское (6:19-34)
7. Праведность и отношения между людьми (7:1-12)
8. Праведность и спасение (7:13-29)

Б. Повествование 1: Подлинные чудеса (8:1-9:38)

1. Очищение прокаженного (8:1-4)
2. Исцеление слуги сотника (8:5-13)
3. Исцеление тещи Петра (8:14, 15)
4. Исцеление многих (8:16-22)
5. Укрощение бури (8:23-27)
6. Исцеление двух бесноватых (8:28-34)
7. Помилование и исцеление расслабленного (9:1-8)
8. Призвание мытаря (9:9-13)
9. Ответ на вопрос (9:14-17)
10. Воскрешение дочери начальника (9:18-26)
11. Прозрение двух слепых (9:27-31)
12. Исцеление немого (9:32-34)
13. Сострадание к толпе (9:35-38)

III. Деяния Царя (10:1-12:50)

А. Рассуждение 2: Избрание двенадцати (10:1-42)

1. Ученики (Апостолы) (10:1-4)
2. Наставление учеников (10:5-23)
3. Отличительные признаки ученичества (10:24-42)

Б. Повествование 2: Призвание Царя (11:1-12:50)

1. Личность Иисуса подтверждена учениками Иоанна (11:1-19)
2. Горе, предреченное нераскаявшимся (11:20-24)
3. Покой, предлагаемый утомленным (11:25-30)
4. Власть, утвержденная над субботой (12:1-13)
5. Вражда, разжигаемая фарисеями
6. Вечное родство, определяемое духовным происхождением

IV. Противники Царя (13:1-17:27)

А. Речь 3: Притчи о Царствии (13:1-52)

1. Виды почвы (13:1-23)
2. Пшеница и плевелы (13:24-30, 34-43)
3. Горчичное семя (13:31, 32)
4. Закваска (13:33)
5. Сокрытое сокровище (13:44)
6. Драгоценная жемчужина (13:45, 46)
7. Невод (13:47-50)
8. Хозяин (13:51, 52)

Б. Повествование 3: Противоречие Царствия (13:53-17:27)

1. Назарет отвергает Царя (13:53-58)
2. Ирод убивает Иоанна Крестителя (14:1-12)
3. Иисус насыщает 5 тысяч (14:13-21)
4. Иисус идет по воде
5. Многие ищут исцеления (14:34-36)
6. Книжники и фарисеи подвергают сомнению учение Иисуса (15:1-20)
7. Хананеянка верит Иисусу (15:21-28)
8. Иисус исцеляет множество людей (15:29-31)
9. Иисус насыщает 4 тысячи (15:32-39)
10. Фарисеи и саддукеи ищут знамения (16:1-12)
11. Петр исповедует Христа (16:13-20)
12. Иисус предсказывает Свою смерть (16:21-28)
13. Иисус преображается (17:1-13)
14. Иисус исцеляет ребенка (17:14-21)
15. Иисус предсказывает предание Его на смерть (17:22, 23)
16. Иисус платит подать на храм (17:24-27)

V. Правление Царя (18:1-23:39)

А. Речь 4: Верующий как дитя (18:1-35)

1. Призыв уподобиться в вере детям (18:1-6)
2. Предупреждение о соблазнах (18:7-9)
3. Притча о потерянной овце (18:10-14)
4. Образец церковной дисциплины (18:15-20)
5. Урок о прощении (18:21-35)

Б. Повествование 4: Служение в Иерусалиме (19:1-23:39)

1. Несколько уроков, преподанных Царем (19:1-20:28)

а. О разводе (19:1-10)
б. О безбрачии (19:11, 12)
в. О детях (19:13-15)
г. Об отказе от имения (19:16-22)
д. О тех, кто может быть спасен (19:23-30)
е. О равенстве в Царствии Небесном (20:1-16)
ж. О Своей смерти (20:17-19)
з. Об истинном величии (20:20-28)

2. Некоторые деяния Царя (20:29-21:27)

а. Он исцеляет двух слепых (20:29-34)
б. Он принимает поклонение (21:1-11)
в. Он очищает храм (21:12-17)
г. Он проклинает смоковницу (21:18-22)
д. Он отвечает на вызов (21:23-27)

3. Несколько притчей Царя (21:28-22:14)

а. Два сына (21:28-32)
б. Злые виноградари (21:33-46)
в. Брачный пир (22:1-14)

4. Несколько ответов Царя (22:15-22)

а. Иродианам: о плате подати (22:15-22)
б. Саддукеям: о воскресении (22:23-33)
в. Книжникам: о первой и наибольшей заповеди (22:34-40)
г. Фарисеям: о великом Сыне Давида (22:41-46)

5. Несколько приговоров Царя (23:1-39)

а. Горе книжникам и фарисеям (23:1-36)
б. Горе Иерусалиму (23:37-39)

VI. Искупление

А. Речь 5: Проповедь на Елеонской горе

1. Разрушение храма (24:1, 2)
2. Знамение времени (24:3-31)
3. Притча о смоковнице (24:32-35)
4. Урок Ноя (24:36-44)
5. Притча о двух рабах (24:45-51)
6. Притча о десяти девах (25:1-13)
7. Притча о талантах (25:14-30)
8. Осуждение народов (25:31-46)

Б. Повествование 5: Распятие и Воскресение (26:1-28:15)

1. Заговор убить Царя (26:1-5)
2. Помазание (26:6-13)
3. Предательство Иуды (26:14-16)
4. Пасха (26:17-30)
5. Предсказание отречения Петра (26:31-35)
6. Страдания Иисуса (26:36-46)
7. Взятие Иисуса (26:47-56)
8. Суд Синедриона (26:57-68)
9. Отречение Петра (26:69-75)
10. Конец Иуды (27:1-10)
11. Суд Пилата (27:11-26)
12. Насмешки и издевательства воинов (27:27-31)
13. Распятие (27:32-56)
14. Погребение (27:57-66)
15. Воскресение (28:1-15)

VII. Эпилог: Предназначение Царя (28:16-20)

Рождество