Заголовок Библейский стих Дата Серии
Об Обольстителях 2-e Иоанна 1:7-13 01.02.2011 2-e Иоанна
Истина и Любовь в Церкви 2-e Иоанна 1:1-6 23.11.2010 2-e Иоанна
Грех к Смерти 1-e Иоанна 5:16-21 31.08.2010 1-e Иоанна
1-e Иоанна 5:10–17 1-e Иоанна 5:10-17 07.06.2010 1-e Иоанна
Иоанна 5:1-8 От Иоанна 5:1-8 20.04.2010 От Иоанна
Проповедь-2010-02-14 13.02.2010 ---
Заголовок Описание
1-e Иоанна

Название обычно звучит как 1-е Послание Иоанна. Это первое и самое большое из трех посланий, которые носят имя апостола Иоанна. Поскольку письмо не адресовано какой-либо конкретной церкви, жителям определенной местности или частному лицу, оно относится к общим посланиям. Хотя 1-е Иоанна не содержит черт, общих для писем того времени (например, вступление, приветствие или заключительное приветствие), его доверительный тон и содержание указывают, что термин «послание» применим и к этой книге Нового Завета.

Автор и время написания

Послание не указывает на автора, но надежное, последовательное и самое раннее свидетельство церкви приписывает его Иоанну, Апостолу и ученику Христа (ср. Лк. 6:13, 14). Анонимность послания также говорит в пользу авторства Иоанна, потому что только тот, кто подобно Иоанну, обладал статусом апостола и был хорошо известен, был способен написать письмо с таким непререкаемым авторитетом, ожидая полного послушания от своих читателей и не указывая при этом своего имени (см., например, 4:6).

Иоанн и Иаков, его старший брат (Деян. 12:2), были известны как сыновья Зеведеевы (Мф. 10:2-4). Иисус называл их «сыны громовы» (Мк. 3:17). Иоанн был одним из трех самых близких учеников Иисуса (вместе с Петром и Иаковом; ср. Мф. 17:1; 26:37) и участником и свидетелем служения Иисуса на земле (1:1-4). В дополнение к трем посланиям Иоанн написал также – Евангелие, в котором он отождествляет себя с учеником, «которого любил Иисус», а также с тем, кто приклонился к груди Иисуса во время последней вечери (Ин. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20). И еще одна книга, которую написал Иоанн – Откровение (Отк. 1:1).

Точно датировать послание трудно, потому что нет четких исторических указаний в 1-м Иоанна. Наиболее вероятно, что Иоанн составил эту работу в конце первого столетия. Церковное предание утверждает, что Иоанн написал это послание в последние годы жизни, активно трудясь в это время в Ефесе в Малой Азии. Тон послания подтверждает это мнение, поскольку создается сильное впечатление, что автор значительно старше своих читателей (например, «дети мои» в 2:1, 18, 28). Послание и Евангелие от Иоанна сходны по своему словоупотреблению и способу выражения мыслей (см. Исторические и теологические темы). Подобное сходство побуждает многих считать, что Иоанн написал послание вскоре после того, как закончил Евангелие. Поскольку многие датируют Евангелие концом первого столетия, они также называют дату, аналогичную времени написания послания. Кроме того, ересь, против которой выступал Иоанн, наиболее сходна с ранним гностицизмом (см. Исторический фон и предпосылки написания), который начал формироваться в последней трети первого столетия, когда Иоанн много писал. Поскольку гонения при Домициане, которые начались приблизительно в 95 г. по Р.Х., не упоминаются, послание, вероятно, было написано до того. В свете подобных фактов предполагаемая дата для 1-го Иоанна – 90-95 гг. по Р.Х. Оно, вероятно, было написано из Ефеса церквам Малой Азии, на которые распространялось апостольское руководство Иоанна.

Исторический фон и предпосылки написания

Хотя Иоанн, составляя это послание, был в преклонном возрасте, он по-прежнему активно служил церквам. Он был единственным оставшимся в живых Апостолом, близким соратником Иисуса во время Его земного служения и свидетелем Его смерти, Воскресения и Вознесения. Отцы Церкви (например, Иустин Мученик, Ириней, Климент Александрийский, Евсевий) указывают, что в то время Иоанн жил в Ефесе в Малой Азии, широко распространяя благую весть, наблюдая за многими возникшими церквами и ведя широкую переписку (например, послания, Евангелие от Иоанна и Откровение). Один из отцов Церкви (Папий), который непосредственно общался с Иоанном, описывал его как «живой голос терпения». Свидетельство Иоанна как последнего оставшегося в живых Апостола было очень авторитетным среди церквей. Многие страстно желали услышать того, кто непосредственно общался с Господом Иисусом.

Ефес (ср. Деян. 19:10) был интеллектуальным центром Азии. Как и в предыдущие годы апостола Павла (Деян. 20:28-31), лжеучителя находились внутри церкви, создавая атмосферу философских направлений, заражая церковь ложными доктринами и искажая фундаментальное апостольское учение. Эти лжеучителя отстаивали новые идеи, которые впоследствии стали известны как гностицизм (от греческого слова «знание»). После победы Павла в борьбе за свободу от закона самой опасной ересью стал гностицизм, который угрожал ранней церкви в течение первых трех столетий. Наиболее вероятно, что Иоанн боролся с зачатками этой опасной ереси, которая могла разрушить фундаментальную веру и церковь (см. Проблемы толкования).

Гностицизм, на который оказала воздействие в частности философия Платона, защищал дуализм, утверждавший, что материя есть зло, а дух добро. В результате такого предположения, лжеучителя, хотя и признавали частично Божью природу Христа, отвергали его человеческую природу, чтобы защитить Его образ от зла. Это учение провозглашало также высшее знание, высшую истину, известную только избранным. Только посвященные имели мистическое познание истины, которое, по их мнению, было даже выше, чем Священное Писание.

Вместо Божьего откровения, которое судило бы помышления человека, помышления человека судили Божье откровение (2:15-17). Ересь имела два основных вида.

1. Некоторые утверждали, что физическое тело Иисуса было не реальным, а только «кажущимся» реальным (течение известно как «докетизм», его название произошло от греческого слова, означающего «являться»). Иоанн защищал физическую реальность Иисуса, напоминая своим читателям, что он сам был свидетелем этого («слышали», «видели», «осязали руки наши», «Иисуса Христа, пришедшего во плоти»; 1:1-4; 4:2, 3).

2. Согласно ранним преданиям (Ириней), другую форму этой ереси, против которой выступал Иоанн, проповедовал Церинфус, который утверждал, что «дух» Христа сошел на Человека Иисуса при Его крещении, но оставил Его перед распятием. Иоанн писал, что Иисус, Который крестился в начале Своего служения, был Тем же Человеком, Который был распят на кресте (5:6).

Такие еретические взгляды уничтожают не только реальную человеческую сущность Иисуса, но также искупление, так как Иисус должен был быть не только истинным Богом, но также истинным человеком (физически реальным), Который действительно пострадал и умер на кресте, чтобы принести заместительную жертву за грех людей (ср. Евр. 2:14-17). Библия утверждает полноту Его человеческой природы так же непререкаемо, как полноту Его Божьей природы.

Идея о том, что материя зло, а дух добро, вела либо к тому, что с телом нужно было обращаться сурово (форма аскетизма; например, Кол. 2:21-23), либо к тому, что грех, совершенный в теле, не воздействует на дух и поэтому не стоит внимания. Противники Иоанна пришли к заключению, что грех, совершенный в физическом теле, не имеет значения. Это допускало абсолютную вседозволенность; некоторые даже отвергали существование греха (1:8-10) и игнорировали закон Божий (3:4). Иоанн подчеркивал реальность греха и необходимость повиноваться Божьим заповедям, поскольку истинная любовь к Богу есть послушание Его заповедям (5:3).

Лжеучителей характеризовал недостаток любви к другим верующим, особенно к тем, кто отвергал их «новый» образ мышления (3:10-18). Они отделяли своих обманутых последователей от общения с теми, кто оставался верен апостольскому учению, вынуждая Иоанна писать, что подобное разделение есть внешнее проявление того, что последовавшие за лжеучителями не познали истинного спасения (2:19). Их отделение от верующих, оставшихся верными апостольскому учению, потрясло церковь. Мудрый апостол писал, отвечая на этот кризис, чтобы ободрить оставшихся быть верными, призвать их бороться против этой смертельной угрозы в церкви. Так как ересь была очень сильна и существовала опасность победы лжеучителей, для церкви наступило критическое время. Иоанн мягко, с любовью, но с неоспоримым апостольским авторитетом посылал это письмо церквям, находившимся в сфере его влияния, чтобы призвать их сопротивляться распространению этой ложной доктрины.

Исторические и теологические темы

В свете обстоятельств написания послания основная тема 1-го Иоанна – «возврат к фундаментальной вере», или «назад к основам христианства». Апостол не высказывает предположение, а говорит с убежденностью. Он выражает абсолютную суть христианства в очень простых словах, которые ясны и безошибочны и не оставляют сомнений в природе этих фундаментальных истин. Теплое обращение, тон любви уподобляют послание доверительной беседе отца со своими детьми.

Первое Иоанна является также пастырским посланием. Оно написано от сердца пастыря, который заботится о своем народе. Как пастырь, Иоанн учил свое стадо некоторым жизненно важным принципам, ободрял их, наставлял в основах веры. Он хотел, чтобы они радовались, пребывая в истинной вере, а не сокрушались из-за лжеучения и текущих преходящих ошибок (1:4).

Книга содержит в себе полемику, т.е. не только положительное, но также негативное. Иоанн отделял лжеучение от здравого учения, проявляя нетерпимость к тем, кто извращал Божью истину. Он клеймит отступивших от истины, называя их «лжепророками» (4:1), «обольщающими» (2:26; 3:7), и «антихристами» (2:18). Он четко определяет источники всех лжеучений как демонические (4:1-7).

Неоднократное повторение трех подтем: радости (1:4), праведности (2:1) и уверенности (5:13) – усиливает общую тему верности основам христианства. Сохраняя верность основам, читатели будут постоянно испытывать в своей жизни три этих результата. Эти три показателя также открывают сущность истинной духовности в 1-м Иоанна: истинная вера в Иисуса производит послушание Его заповедям; послушание проявляется в любви к Богу и верующим (например, 3:23, 24). Когда эти три (здравое учение, послушание, любовь) действуют вместе, они приводят к радости, праведности и уверенности. Они служат лакмусовой бумажкой для испытания искренности христианина.

Проблемы толкования

Вокруг природы лжеучений, о которых сказано в 1-м Иоанна, ведутся богословские споры, поскольку Иоанн не говорит о неверных доктринах, но борется с еретиками, провозглашая истинные положения фундаментальной веры. Основное свойство ереси, как отмечалось выше, – это отрицание воплощения, т.е. учения о том, что Христос пришел во плоти. Это наиболее сходно с ранним гностицизмом. Толкователей обычно смущает строгость суждений Иоанна. Иоанн категорично говорит об основах фундаментальной веры в христианской жизни. В отличие от Павла, который описывал отдельные неудачи верующих в их стремлении соответствовать Божьим стандартам, Иоанн не допускал вопроса «что, если я упаду?» Только в 2:1, 2 он допускает некоторое отклонение от абсолюта. В послании при представлении истины использован только черно-белый цвет и никаких полутонов. Часто встречаются яркие контрасты, например, «свет» и «тьма» (1:5, 7; 2:8-11), ложь и истина (2:21, 22; 4:1), дети Божии и дети диавола (3:10). Всякий называющий себя христианином должен проявлять качества искреннего христианина – здравое учение, послушание, любовь. Всякий действительно родившийся свыше получил новую природу, которая и проявляет себя. Те же, кто не проявляет свойств новой природы, ее и не имеют. Они никогда не были рождены свыше. Вопрос состоит не в том (как во многих посланиях Павла), должны ли мы иметь ежедневное общение с Богом, но в том, что при испытаниях в нашей жизни подтверждает действительность нашего спасения. Такие яркие контрасты также характерны для Евангелия от Иоанна. Чтобы подчеркнуть основные истины христианства, Иоанн использует уникальный способ повторений. Некоторые изображают повторения Иоанна в виде раскручивающейся спирали, которая становится все больше и больше, каждый раз все шире раскрывая одну и ту же истину. Другие изображают скручивающуюся спираль, проникающую все глубже и глубже в одни и те же темы. Независимо от того, какую спираль нам удобнее представлять, Иоанн использовал повторение основных истин, чтобы подчеркнуть их важность и помочь своим читателям понять и запомнить их.

План

I. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ-1 (1:1–2:17)

А. Основные критерии учения (1:1–2:2)

1. Библейское представление о Христе (1:1-4)
2. Библейское представление о грехе (1:5–2:2)

Б. Основные нравственные критерии (2:3-17)

1. Библейское представление о послушании (2:3-6)
2. Библейское представление о любви (2:7-17)

а. любовь, которую требует Бог (2:7-11);
б. любовь, которую ненавидит Бог (2:12-17)

II. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ-2 (2:18–3:24)

А. Часть вторая критериев учения (2:18-27)

1. Антихристы отделяются от христианского общения (2:18-21)
2. Антихристы отрицают христианскую веру (2:22-25)
3. Антихристы обманывают верных христиан (2:26, 27)

Б. Часть вторая нравственных критериев (2:28–3:24)

1. Очищение в надежде на возвращение Господа (2:28–3:3)
2. Несовместимость христианства и греха (3:4-24)

а. условие праведности (3:4-10)
б. условие любви (3:11-24)

III. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ-3 (4:1-21)

А. Часть третья принципов учения (4:1-6)

1. Бесовская природа лжеучения (4:1-3)
2. Потребность в здравом учении (4:4-6)

Б. Часть третья нравственных критериев (4:7-21)

1. Свойства Божией любви (4:7-10)
2. Божье условие любви (4:11-21)

IV. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ-4 (5:1-21)

А. Победоносная жизнь во Христе (5:1-5)
Б. Свидетельство Бога о Христе (5:6-12)
В. Уверенность христиан (5:13-21)

1. Уверенность в вечной жизни (5:13)
2. Уверенность в ответе на молитву (5:4-17)
3. Уверенность в победе над грехом и сатаной (5:18-21)

2-e Иоанна

Послание называется 2-е Иоанна. Это второе из трех посланий, которые носят имя апостола Иоанна. 2-е и 3-е Послания Иоанна по форме наиболее соответствуют письмам, принятым в тогдашнем греко-римском мире. Они адресованы одним человеком другому. 2-е и 3-е Иоанна являются самыми короткими посланиями в Новом Завете: каждое из них содержит менее 300 греческих слов и каждое могло бы поместиться на единственном листе папируса (ср. 3Ин. 13).

Автор и время написания

Автором является Апостол Иоанн. Он называет себя в 2Ин. 1 «старцем», что указывает на преклонный возраст апостола, его авторитет и положение в период становления христианства, а также на его участие в служении Иисуса. Точную дату написания послания установить нельзя, так как словарный состав, тема и описываемые события во 2-м Иоанна очень близки 1-му Иоанна (ср. ст. 5 с 1Ин. 2:7; 3:11; ст. 6 с 1Ин. 5:3; ст. 7 с 1Ин. 2:18-26; ст. 9 с 1Ин. 2:23; ст. 12 с 1Ин. 1:4). Наиболее вероятно, что Иоанн написал эти послания в то же время, что и 1-е Иоанна или вскоре после него, т.е. приблизительно в 90-95 гг. по Р.Х., во время служения в Ефесе на склоне жизни.

Исторический фон и предпосылки написания

Во 2-м Иоанна обсуждаются те же проблемы, что и в 1-м Иоанна.(см. во Введении к 1-му Иоанна: Исторический фон и предпосылки написания). Люди, поддавшиеся влиянию зарождавшегося гностицизма, стали лжеучителями и являлись угрозой для церкви (ст. 7; ср. 1Ин. 2:18, 19, 22, 2З; 4:1-З). Основное различие состоит в том, что 1-е Иоанна не было адресовано конкретному лицу или церкви, а во 2-м Иоанна автор обращается к отдельной группе или домашней церкви (ст. 1).

В послании описывается, что лжеучителя странствовали по церквам, которые опекал Иоанн, стремясь найти единомышленников, и, пользуясь христианским гостеприимством, проповедовали свои идеи (ст. 10, 11; ср. Рим. 12:1З; Евр. 1З:2; 1Пет. 4:9). Вероятно, женщина, к которой автор обращается в приветствии (ст. 1), беспечно и легкомысленно оказала гостеприимство лжеучителям или, возможно, Иоанн опасался, что лжеучителя попытаются воспользоваться ее добротой (ст. 10, 11). Апостол серьезно предупреждает читателей об опасности, таящейся в оказании гостеприимства таким обманщикам (ст. 10, 11). Хотя его увещевание внешне может показаться резким и суровым, огромная опасность самой природы лжеучений, а так же то, что лжеучение посягало на самые основы веры, оправдывала автора (ст. 9).

Исторические и теологические темы

Общая тема 2-го Иоанна очень сходна с темой 1-го Иоанна. Это призыв «вернуться к основам веры», или «назад к основам христианства» (ст. 4-6). В качестве основ христианства Иоанн называет следующее: приверженность истине (ст. 4), любовь (ст. 5) и послушание (ст. 6).

Апостол затрагивает во 2-м Иоанна еще одну тему, тесно связанную с первой, — «библейские правила гостеприимства». Христиане не только должны строго придерживаться основ веры и стремления к истине, но быть осторожными, оказывая гостеприимство (Рим. 12:13). Основой гостеприимства служит любовь, но христиане должны делиться своей любовью, не отступая от истины. Христиане не должны принимать любого, кто называет себя верующим. Любовь должна иметь дух различения. Гостеприимство и доброта должны оказываться тем, кто строго придерживается основ веры. В противном случае христианин может помочь тем, кто пытается разрушить основы истины. Здравое учение должно служить испытанием при общении и быть основой для разделения между теми, кто только называет себя христианами, и теми, кто действительно ими является (ст. 10, 11; ср. Рим. 16:17; Гал. 1:8, 9; 2Фес. 3:6, 14; Тит. 3:10).

Проблемы толкования

Послание Иоанна является полной противоположностью частым призывам к экуменизму и христианскому единству среди верующих. Истина и любовь неразделимы в христианстве. Истина должна направлять любовь (ср. Еф. 4:15). Истина испытывается любовью. Основной урок послания состоит в том, что истина определяет узы любви, а следовательно, единства. Истина должна определять, кого объединит любовь, так как истина производит любовь (1Пет. 1:22). Если человек идет на компромиссы, истинная христианская любовь и единство разрушаются. Там, где истина не является основанием единства, существуют лишь поверхностные чувства.

Выражение «избранной госпоже и детям ее» (ст. 1) следует понимать в прямом смысле, т. е. как относящееся к определенной женщине и ее детям, а не толковать в переносном смысле, говоря о церкви и ее членах. Аналогично выражение «дети сестры твоей избранной» следует понимать как относящееся к племянникам или племянницам женщины, которой адресовано послание (ст. 1), а не как метафору, означающую сестринскую церковь и ее членов. В этих стихах Иоанн передает приветствия личным знакомым, с которыми познакомился за время служения.

План

I. Основы христианского гостеприимства (1-3)

II. Принципы христианского гостеприимства (4-6)

III. Узы христианского гостеприимства (7-11)

IV. Благословения христианского гостеприимства (12, 13)

От Иоанна

Название четвертого Евангелия соответствует образцу остальных Евангелий. Оно было названо сначала «Согласно Иоанну», а слово «Евангелие», как и в других книгах, было добавлено позже.

Автор и время написания

Хотя в Евангелии нет имени автора, ранняя церковь решительно и единогласно называет автором Апостола Иоанна. Отец ранней церкви Ириней (ок. 130-200 г. по Р.Х.) был учеником Поликарпа (ок. 70-160 г. по Р.Х.), который был учеником Апостола Иоанна. Ириней утверждал, основываясь на авторитете Поликарпа, что Иоанн написал Евангелие в преклонных годах, когда жил в Ефесе, в Малой Азии («Против ересей», 2.22.5; 3.1.1). Все отцы церкви после Иринея считали Иоанна автором этого Евангелия. Климент Александрийский (ок. 150-215 г. по Р.Х.) писал, что Иоанн, знавший факты, изложенные в других Евангелиях, и движимый Духом Святым, составил «святое благовествование» (см. Евсевий, История церкви, 6.14.7).

Существенные отличительные особенности Евангелия подтверждают предание ранней церкви. В то время как синоптические Евангелия (Матфея, Марка, Луки) примерно 20 раз (включая аналогии) называют Апостола Иоанна по имени, в Евангелии от Иоанна он не упомянут прямо. Наоборот, автор предпочитает называть себя учеником, «которого любил Иисус» (13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20). Отсутствие какого-либо прямого упоминания имени Иоанна примечательно, когда рассматривается важная роль, которую играли в Евангелии другие названные ученики. Однако повторяющееся определение себя учеником, «которого любил Иисус», т. е. намеренное нежелание Иоанна называть свое имя, отражает его скромность и показывает его отношение к своему Господу Иисусу. В упоминании его имени не было необходимости, поскольку его первоначальные читатели знали определенно, что он был автором Евангелия. Также, анализируя главным образом материал в 20-й, 21-й главах, посредством метода исключения мы приходим к выводу, что этот ученик, «которого любил Иисус», является Апостолом Иоанном (например, 21:24; ср. 21:2). Поскольку автор Евангелия точен в упоминании имен других персонажей в книге, то, если бы автором был кто-то другой, а не апостол Иоанн, он не опустил бы имени Иоанна.

Анонимность Евангелия сильно подкрепляет аргументы в пользу авторства Иоанна, потому что написать Евангелие, так значительно отличающееся по форме и содержанию от других Евангелий и получившее единодушное одобрение ранней церкви, мог только человек с хорошо известным и выдающимся авторитетом апостола. И наоборот, апокрифические евангелия, которые писались с середины второго века и ложно приписывались апостолам или другим известным личностям, близко общавшимся с Иисусом, были, однако, со всеобщего одобрения, отвергнуты церковью.

Иоанн и Иаков, его старший брат (Деян. 12:2), были известны как «сыны Зеведеевы» (Мф. 10:2-4), а Иисус назвал их «сыны громовы» (Мк. 3:17). Иоанн был апостолом (Лк. 6:12-16) и одним из троих самых близких друзей Иисуса (вместе с Петром и Иаковом – ср. Мф. 17:1; 26:37), а также свидетелем и участником раннего служения Иисуса (1Ин. 1:1-4). После Вознесения Христа Иоанн стал «столпом» церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9). Он нес служение с Петром (Деян. 3:1; 4:13; 8:14) до тех пор, пока не ушел в Ефес (предание говорит, что это было до разрушения Иерусалима), где он написал свое Евангелие и откуда римляне сослали его на Патмос (Отк. 1:9). Кроме Евангелия, которое носит его имя, Иоанн также написал три послания и книгу Откровения (Отк. 1:1).

Так как труды некоторых отцов церкви указывают на то, что Иоанн активно писал в преклонные годы и что он уже был знаком с синоптическими Евангелиями, многие датируют это Евангелие временем вскоре после их написания, но до времени написания Иоанном посланий и Откровения. Иоанн написал свое Евангелие ок. 80-90 г. по Р.Х., примерно через 50 лет после того, как он был свидетелем земного служения Иисуса.

Исторический фон и предпосылки написания

Стратегически важным фактом для понимания предпосылок написания Евангелия от Иоанна в окружающей обстановке является то, что, согласно преданию, Иоанн знал синоптические Евангелия. Очевидно, он написал свое Еванглие для того, чтобы внести особый вклад в письменное упоминание о жизни Господа («духовное Евангелие») и, отчасти, дополнить повествования Матфея, Марка и Луки.

Характерные особенности Евангелия подтверждают эту цель:

1. Иоанн предоставил большое количество уникального материала, не записанного в других Евангелиях.

2. Часто он сообщает сведения, которые помогают лучше понять события, описанные в синоптических Евангелиях. Например, хотя в них повествование начинается со служения Иисуса в Галилее, они предполагают, что и до этого у Иисуса было служение (например, Мф. 4:12; Мк. 1:14). Иоанн дает на это ответ описанием предшествующего служения Иисуса в Иудее (гл. 3) и Самарии (гл. 4). В Мк. 6:45, после насыщения 5 тысяч, Иисус побудил своих учеников переправиться в Вифсаиду через Галилейское море. Иоанн записал причину. Люди были готовы сделать Иисуса царем оттого, что Он чудесным образом умножил пищу, и Он уклонялся от их лукавых усилий (6:26).

3. Евангелие от Иоанна – самое богословское из Евангелий, содержащее, например, глубокий теологический пролог (1:1-18), больше поучительного материала и бесед, чем повествовательного материала (например, 3:13-17), и самый большой объем учения о Духе Святом (например, 14:16, 17, 26; 16:7-14). Хотя Иоанн был знаком с синоптическими Евангелиями и придал своему Евангелию их форму, в духе он был независим от их информации. Скорее при составлении этого Евангелия он под водительством Святого Духа использовал свои собственные воспоминания как очевидца (1:14; 19:35; 21:24).

Евангелие от Иоанна – единственное Евангелие из четырех, которое содержит определенное утверждение о цели автора при написании (20:30, 31). Он утверждает, что «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Таким образом, основная цель двоякая: евангелистская и апологетическая. Тот факт, что слово «веровать» встречается в этом Евангелии примерно 100 раз (синоптические Евангелия используют это слово меньше, чем наполовину), подтверждает евангелистскую цель. Иоанн написал свое Евангелие с тем, чтобы предоставить своим читателям основания для спасающей веры и, в результате, заверить, что они получат Божий дар вечной жизни (1:12).

Апологетическая цель тесно связана с евангелистской целью. Иоанн написал для того, чтобы убедить своих читателей в подлинности Иисуса как воплощенного Богочеловека, Чьи Божья и человеческая природы были соединены совершенным образом в одной Личности и Кто был предсказанным Христом («Мессией») и Спасителем всего мира (например, 1:41; 3:16; 4:25, 26; 8:58). Все Евангелие он строит вокруг 8 «чудес» или доказательств, которые удостоверяют истинную Личность Иисуса, ведущую к вере. Первая половина его труда сосредоточивается вокруг семи сверхъестественных знамений, избранных для того, чтобы открыть Личность Христа и пробудить веру: 1) претворение воды в вино (2:1-11); 2) исцеление сына царедворца (4:46-54); 3) исцеление парализованного (5:1-18); 4) насыщение множества народа (6:1-15); 5) хождение по воде (6:16-21); 6) исцеление слепого (9:1-41); 7) воскрешение из мертвых Лазаря (11:1-57); 8) чудесный улов рыбы (21:6-11) после Воскресения Христа.

Согласно евангелистским и апологетическим целям Евангелия от Иоанна, всеобъемлющая сущность Евангелия находится в 20:31 – «Иисус есть Христос, Сын Божий». Поэтому книга сосредоточена на Личности и труде Христа. Три преобладающих слова («чудеса», «веровать» и «жизнь») в 20:30, 31 постоянно получают новую выразительность по всему Евангелию, чтобы усилить тему спасения в Нем, которая вначале изложена в прологе (1:1-18; ср. 1Ин. 1:1-4) и затем разными способами снова отражается во всем Евангелии (например, 6:35, 48; 8:12; 10:7, 9, 11-14; 11:25; 14:6; 17:3). К тому же Иоанн дает описание того, как люди отзывались на Иисуса Христа и спасение, которое Он предложил. В итоге можно сказать, что Евангелие сосредоточивается: 1) на Иисусе как на Слове, Мессии и Сыне Божием; 2) на Том, Кто дает человечеству дар спасения; 3) на людях, которые принимают или отвергают предложение.

У Иоанна также представлены сравнительные подтемы, которые усиливают его основную мысль. Он применяет противопоставление (жизнь и смерть, свет и тьма, любовь и ненависть, свыше и внизу), чтобы передать жизненно важную информацию о Личности и деяниях Христа и о необходимости верить в Него (например, 1:4, 5, 12, 13; 3:16-21; 12:44-46; 15:17-20).

Здесь также есть 7 выразительных утверждений «Я ЕСМЬ», которые определяют Иисуса как Бога и Мессию (6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5).

Проблемы толкования

Так как Иоанн изложил свое повествование в простой и понятной манере, есть опасность недооценивать глубину этого Евангелия. Поскольку Евангелие от Иоанна – «святое» благовествование (см. Автор и время написания), оно передает глубокие истины. Для того чтобы открыть огромные богатства духовных сокровищ, которые апостол под водительством Святого Духа (14:26; 16:13) с любовью оставил в своем Евангелии, читатель должен молитвенно и тщательно исследовать книгу.

Хронологический расчет в Евангелии от Иоанна и в синоптических Евангелих представляет трудность, особенно в отношении времени Последней Вечери (13:2). В то время, как синоптические Евангелия изображают учеников и Господа на Последней Вечере, евших пасху в четверг вечером (14-го Нисана), и Иисуса, распятого в пятницу, Евангелие от Иоанна утверждает, что иудеи не вошли в преторию, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (18:28). Следовательно, ученики ели пасху в четверг вечером, а иудеи не ели. И в самом деле, Иоанн (19:14) утверждает, что страдания и распятие Иисуса произошли в день подготовки к Пасхе, а не после того, как пасху ели, так что, пострадав и быв распят в пятницу, фактически Христос отдал Свою жизнь в то самое время, когда приносили в жертву пасхального агнца (19:14). Встает вопрос: почему ученики ели пасху в четверг?

Ответ заключается в том, что иудеи по-разному отсчитывали начало и окончание дня. Из Иосифа Флавия, Мишны и из других древнееврейских источников известно, что иудеи в северной Палестине считали дни от восхода до восхода. Эта область включала Галилею, где выросли Иисус и все ученики, за исключением Иуды. Очевидно, большинство фарисеев, если не все, пользовались этой системой исчисления. Но иудеи в южной части, центром которой был Иерусалим, подсчитывали дни от заката до заката. Так как все священники обязательно жили в Иерусалиме или возле него, как и большинство саддукеев, они следовали южной системе.

Несомненно, такое отклонение иногда вызывало недоразумения, но оно имело также практические преимущества. Например, во время Пасхи оно давало возможность законно отмечать праздник два дня подряд, тем самым позволяя приносить жертвы в храме в общей сложности в течение не двух, а четырех часов. Такое разделение дней, может быть, также имело целью ослабить как региональные, так и религиозные разногласия между двумя группами.

Исходя из этого легко объясняются кажущиеся неоответствия в евангельских повествованиях. Будучи галилеянами, Иисус и ученики считали, что день Пасхи начался после восхода солнца в четверг, а закончился при восходе солнца в пятницу. Иудейские вожди, арестовавшие и судившие Христа, будучи в основном священниками и саддукеями, считали, что день Пасхи начнется в четверг на закате и закончится в пятницу при заходе солнца. Посредством такой разницы, предопределенной суверенным Божьим постановлением, Иисус мог законно праздновать с учениками последнюю пасхальную вечерю и все же отдать Свою жизнь и быть принесенным в жертву в день Пасхи.

И снова можно видеть, как Бог суверенно и чудесно заботится о точном исполнении Своего плана искупления. Иисус был Кем угодно, только не Жертвой коварных замыслов людей, и еще меньше – слепого случая. Каждое произнесенное Им слово и каждое совершенное Им действие направлялись и надежно защищались Богом. Даже слова и поступки других против Него контролировались Богом. См., например, 11:49-52; 19:11.

План

I. Воплощение Божьего Сына (1:1-18)

А. Его предвечное существование (1:1, 2)
Б. Его деяния до воплощения (1:3-5)
В. Его Предтеча (1:6-8)
Г. Его отвержение (1:9-11)
Д. Его принятие (1:12, 13)
Е. Его Божья природа (1:14-18)

II. Свидетельства об Иисусе как о Сыне Божьем (1:19–4:54)

А. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:19-34)

1. Религиозным вождям (1:19-28)
2. При крещении Христа (1:29-34)

Б. Свидетельство ученикам Иоанна (1:35-51)

1. Андрею и Петру (1:35-42)
2. Филиппу и Нафанаилу (1:43-51)

В. Свидетельства в Галилее (2:1-12)

1. Первое чудо: превращение воды в вино (2:1-10)
2. Вера учеников (2:11, 12)

Г. Свидетельства в Иудее (2:13–3:36)

1. Очищение храма (2:13-25)
2. Изложение учения Никодиму (3:1-21)
3. Проповедь Иоанна Крестителя (3:22-36)

Д. Свидетельства в Самарии (4:1-42)

1. Свидетельство самарянке (4:1-26)
2. Свидетельство ученикам (4:27-38)
3. Свидетельство жителям Самарии (4:39-42)

Е. Свидетельства в Галилее (4:43-54)

1. Принятие жителями Галилеи (4:43-45)
2. Второе чудо: исцеление сына царедворца (4:46-54)

III. Противление Иисусу как Сыну Божьему (5:1–12:50)

А. Противление на празднике в Иерусалиме (5:1-47)

1. Третье чудо: исцеление парализованного (5:1-9)
2. Отвержение иудеями (5:10-47)

Б. Противление во время Пасхи (6:1-71)

1. Четвертое чудо: насыщение 5 тысяч (6:1-14)
2. Пятое чудо: хождение по воде (6:15-21)
3. Учение о Хлебе Жизни (6:22-71)

В. Противление на празднике кущей (7:1–10:21)

1. Враждебность (7:1–8:59)
2. Шестое чудо (9:1–10:21)

Г. Противление на празднике обновления (10:22-42)
Д. Противление в Вифании (11:1–12:11)

1. Седьмое чудо: воскрешение Лазаря (11:1-44)
2. Фарисеи замышляют убить Христа (11:45-57)
3. Мария помазывает Христа (12:1-11)

Е. Противление в Иерусалиме (12:12-50)

1. Торжественный вход (12:12-22)
2. Рассуждение о вере и отвержении (12:23-50)

IV. Подготовка учеников Сына Божьего (13:1–17:26)

А. В горнице (13:1–14:31)

1. Умывание ног (13:1-20)
2. Сообщение о предательстве (13:21-30)
3. Рассуждение об уходе Христа (13:31–14:31)

Б. По дороге в сад (15:1–17:26)

1. Наставление учеников (15:1–16:33)
2. Ходатайство перед Отцом (17:1-26)

V. Казнь Сына Божьего (18:1–19:37)

А. Отвержение Христа (18:1–19:16)

1. Его арест (18:1-11)
2. Суды над Христом (18:12–19:16)

Б. Распятие Христа (19:17-37)

VI. Воскресение Сына Божьего (19:38–21:23)

А. Погребение Христа (19:38-42)
Б. Воскресение Христа (20:1-10)
В. Явления Христа (20:11–21:23)

1. Марии Магдалине (20:11-18)
2. Ученикам без присутствия Фомы (20:19-25)
3. Ученикам в присутствии Фомы (20:26-29)
4. Заявление о цели Евангелия (20:31, 32)
5. Ученикам (21:1-14)
6. Петру (21:15-23)

VII. Заключение (21:24, 25)