Заголовок Библейский стих Дата Серии
Евангелие от Луки 2:1-7 От Луки 2:1-7 11.12.2017 От Луки
Обзор Третьей Главы Ионы 06.07.2016 Иона
Радость в Испытаниях 20.12.2015
Божья Власть 25.11.2015 Иона
Как Быть Эффективным Слушателем Проповеди 01.11.2015
3 Дня в Рыбе 07.10.2015
Иона Бежит от Бога Иона 1:1-10 17.06.2015 Иона
Вера К Галатам 5:22-23
К Евреям 1:1
27.05.2015 К Галатам
Обзор Книги Иона 15.04.2015 Иона
Заголовок Описание
К Галатам

Название послания (pros Galatas) происходит от области в Малой Азии (современная Турция), где располагались церкви, которым оно адресовано. Это единственное из посланий Павла к церквам, расположенным в различных городах (1:2; ср. 3:1; 1Кор. 16:1).

Автор и время написания

То, что Послание к Галатам написал Павел, не вызывает сомнений и вытекает из его содержания (1:1; 5:2). Павел родился в провинции Киликия, в городе Тарсе, неподалеку от Галатии. Он глубоко изучил Ветхозаветные Писания и раввинские предания в Иерусалиме с помощью известнейшего учителя Гамалиила (Деян. 22:3). Будучи членом ультраортодоксальной секты фарисеев (Деян. 23:6), Павел был одной из восходящих звезд иудаизма первого столетия (1:14; ср. Флп. 3:5, 6).

Жизнь Павла резко и удивительно изменилась, когда по пути из Иерусалима в Дамаск с целью преследования там христиан Павел встретился с воскресшим, прославленным Христом (см. пояснения к Деян. 9). Это драматическое событие превратило Павла из главного гонителя христианства в его величайшего миссионера. Три миссионерских путешествия Павла и его посещение Рима распространили веру небольшой горстки Палестинских евреев на всю империю. Послание Галатам – одно из 13 вдохновенных обращений к церквам из язычников или к его сотрудникам. Другие биографические сведения о Павле вы найдете во Введении к Римлянам: Автор и время написания.

В гл. 2 Павел описывает Собор в Иерусалиме, упоминаемый в Деян. 15 (см. пояснение к 2:1). Это означает, что он писал Галатам после того события. Поскольку большинство исследователей датируют Иерусалимский Собор приблизительно 49 г. по Р.Х., то Послание к Галатам скорее всего было написано вскоре после этого события.

Исторический фон и предпосылки написания

Во времена Павла слово Галатия имело два определенных значения. В строго этническом смысле, Галатия была областью центральной Малой Азии, населенной галатами. Они представляли собой кельтскую народность, которая переселилась туда из Галлии (современная Франция) в третьем столетии до Р.Х. Римляне завоевали Галатию в 189 г. до Р.Х., но позволили ей иметь определенную степень свободы до 25 г. до Р.Х., когда Галатия стала Римской провинцией, включавшей в себя некоторые земли, не населенные этническими галатами (напр., части Ликаонии, Фригии и Писидии). В политическом смысле Галатия стала обозначать целую Римскую провинцию, а не только область, населенную этническими галатами.

Павел основал церкви на юге Галатии, в городах Антиохия, Икония, Листра и Дервия (Деян. 13:14-14:23). Эти города, находясь в Римской провинции – Галатии, не были местом проживания этнических галатов. Нет сведений о том, чтобы Павел основал церкви в северной, менее населенной части этого региона.

Эти два употребления слова Galatia не дают возможности четко определить, кому конкретно предназначалось это послание. Некоторые понимают слово «Галатия» в строго этническом смысле и утверждают, что Павел адресовал свое послание церквам в северной Галатии, населенной этническими потомками галлов. Хотя Апостол наверняка посещал пределы этнической Галатии, по крайней мере, дважды (Деян. 16:6; 18:23), в книге Деяний не говорится, чтобы он основывал там какие-либо церкви или нес какое-либо служение благовестия.

Поскольку ни в книге Деяний, ни в Послании к Галатм не упоминаются какие-либо города или люди из северной (этнической) Галатии, резонно предположить, что Павел адресовал свое послание церквам, расположенным в южной части этой Римской провинции, но вне этнической Галатии. В Деяниях говорится об основании Апостолом таких церквей в Писидийской Антиохии (13:14-50), в Иконии (13:51–14:7; ср. 16:2), в Листре (14:8-19; ср. 16:2) и в Дервии (14:20, 21; ср. 16:1). Более того, церкви, к которым обращается Павел, возникли явно до Иерусалимского собора (2:5), а церкви южной Галатии подпадают под эту группу как основанные во время первого миссионерского путешествия Павла, т.е. до того, как собрался Собор. Павел посетил северную (этническую) Галатию только после Собора в Иерусалиме (Деян. 16:6).

Павел обратился к галатам, чтобы противостать лжеучителям из иудеев, которые подрывали сердцевину учения Нового Завета об оправдании верой (см. пояснение к Рим. 3:31). Игнорируя постановление Иерусалимского Собора (Деян. 15:23-29), они распространяли свое опасное учение о том, что язычники прежде, чем смогут стать христианами, должны сперва стать иудейскими прозелитами и подчиниться всему закону Моисея (см. 1:7; 4:17, 21; 5:2-12; 6:12, 13). Пораженный тем, как галаты легко принимают эту страшную ересь (ср. 1:6), Павел написал это послание в защиту оправдания верой, чтобы предупредить церкви об ужасных последствиях отхода от этого важного положения. Послание к Галатам является единственным написанным Павлом посланием, в котором не содержится похвала его читателям – это убедительно свидетельствует о том, что он спешил противостать обману и защитить учение об оправдании по вере.

Исторические и теологические темы

Послание к Галатам содержит важную историческую информацию о жизни Павла (гл. 1, 2), включая его трехлетнее пребывание в Аравии (1:17, 18), о котором не упоминается в Деяниях, 15-дневную встречу с Петром после пребывания в Аравии (1:18, 19), участие в Иерусалимском Соборе (2:1-10) и его противостояние Петру (2:11-21).

Как уже отмечалось, центральной темой Послания к Галатам, как и Послания к Римлянам, является оправдание верой. Павел защищает это учение, являющееся основой Евангелия, как в теологических (гл. 3, 4), так и в практических рассуждениях (гл. 5, 6). Он также защищает свое апостольство, поскольку лжеучителя пытались, как и в Коринфе, добиться внимания к своему еретическому учению путем подрыва авторитета Павла. Главные теологические темы этого послания удивительно похожи на содержащиеся в Послании к Римлянам, например: о неспособности закона к оправданию (2:16; ср. Рим. 3:20); о мертвости верующего по закону (2:19; ср. Рим. 7:14); о распятии верующего со Христом (2:20; ср. Рим. 6:6); об оправдании Авраама верой (3:6; ср. Рим. 4:3); о том, что верующие суть духовные дети Авраама (3:7; ср. Рим. 4:10, 11) и потому благословенны (3:9; ср. Рим. 4:23, 24); что закон несет не спасение, а гнев Божий (3:10; ср. Рим. 4:15); что праведные будут жить верою (3:11; ср. Рим. 1:17); о всеобщности греха (3:22; ср. Рим. 11:32); о том, что верующие духовно крещены во Христа (3:27; ср. Рим. 6:3); что верующие усыновлены Богом как Его духовные дети (4:5-7; ср. Рим. 8:14-17); что любовь исполняет закон (5:14; ср. 13:8-10); о важности хождения в Духе (5:16; ср. Рим. 8:4); о войне плоти против Духа (5:17; ср. Рим. 7:23, 25) и о важности того, чтобы верующие носили бремена друг друга (6:2; ср. Рим. 15:1).

Проблемы толкования

Во-первых, Павел описывает визит в Иерусалим и последующую встречу с Петром, Иаковом и Иоанном (2:1-10). Вопрос заключается в том, что было ли это его посещением Иерусалимского Собора (Деян. 15) или это был его приход в Иерусалим ранее, когда он спасал церковь от голода (Деян. 11:27-30).

Во-вторых, сторонники учения о возрождении посредством крещения (лжеучения о том, что крещение необходимо для спасения) опираются на 3:27. В-третьих, некоторые используют это послание для нападок на библейские роли мужчин и женщин, утверждая, что духовное равенство, излагаемое в 3:27, несовместимо с традиционным понятием о власти и подчинении. В-четвертых, отвергающие учение о вечной безопасности утверждают, что выражение «вы… отпали от благодати» (5:4) говорит о верующих, которые потеряли свое спасение. В-пятых, есть расхождения касательно слов Павла «видите, как много написал я вам своею рукою»: относятся они ко всему посланию или предыдущим стихам. И, наконец, многие утверждают, что Павел стер границу между Израилем и Церковью, когда назвал Церковь «Израилем Божиим» (6:16). Эти вопросы будут рассматриваться в соответствующих пояснениях.

План

I. Личное: проповедник оправдания (1:1–2:21)

А. Апостольское наказание (1:1-9)
Б. Апостольские полномочия (1:10–2:10)
В. Апостольская уверенность (2:11-21)

II. Доктринальное: принципы оправдания (3:1–4:31)

А. Дела галатов (3:1-5)
Б. Благословение Авраама (3:6-9)
В. Проклятие закона (3:10-14)
Г. Обетование завета (3:15-18)
Д. Цель закона (3:19-29)
Е. Усыновление верующих (4:1-7)
Ж. Бесполезность ритуалов (4:8-20)
З. Примеры из Писания (4:21-31)

III. Практическое: Преимущества оправдания (5:1–6:18)

А. Свобода от обряда (5:1-6)
Б. Свобода от законников (5:7-12)
В. Свобода в Духе (5:13-26)
Г. Свобода от духовного рабства (6:1-10)
Д. Заключение (6:11-18)

От Луки

Как и в других трех Евангелиях, название происходит от имени автора. Согласно преданию, Лука был язычником. Апостол Павел, по-видимому, подтверждает это, выделяя Луку из тех, кто были «из обрезанных» (Кол. 4:11, 14). Это делает Луку единственным язычником, написавшим какие-либо книги в Писании. Он является автором значительной части Нового Завета, написав как это Евангелие, так и книгу Деяний (см. Автор и время).

О Луке известно очень мало. Он почти никогда не включал в повествования сведений о себе, и ничего определенного не известно о его происхождении или его обращении. И Евсевий, и Иероним называли его уроженцем Антиохии, что, возможно, объясняет, почему столь многое из книги Деяний сосредоточивается на Антиохии – ср. Деян. 11:19-27; 13:1-3; 14:26; 15:22, 23, 30-35; 18:22, 23. Лука был частым спутником Апостола Павла, по крайней мере со времени видения Павлом Македонянина (Деян. 16:9, 10) вплоть до времени мученичества Павла (2Тим. 4:11).

Апостол Павел ссылается на Луку как на врача (Кол. 4:14). Интерес Луки к медицинским феноменам проявляется в том большом значении, которое он придал исцелениям, производимым Иисусом (например, 4:38-40; 5:15-25; 6:17-19; 7:11-15; 8:43-47, 49-56; 9:2, 6, 11; 13:11-13; 14:2-4; 17:12-14; 22:50, 51). Во времена Луки у врачей не было особенной специальной терминологии, поэтому, когда Лука обсуждает исцеления или другие медицинские вопросы, его язык не отличается заметно от языка других евангелистов.

Автор и время

Евангелие от Луки и книга Деяний определенно были написаны одним и тем же человеком (ср. 1:1-4; Деян. 1:1). Хотя он никогда не назвал себя по имени, ясно из применения им местоимения «мы» во многих частях Деяний, что он был близким другим Апостола Павла (Деян. 16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1–28:16). Среди сотрудников, которых Павел упоминает в своих собственных посланиях (Кол. 4:14; 2Тим. 4:11; Флм. 24), Лука является единственным человеком, который соответствует характеристике автора этих книг. Это вполне согласуется с самым ранним преданием церкви, которое единодушно приписало это Евангелие Луке.

По-видимому, Евангелие от Луки и Деяния были написаны приблизительно в одно и то же время – сначала Евангелие, потом Деяния. Объединенные, они составляют двухтомный труд, адресованный Феофилу (1:3; Деян. 1:1; см. Предпосылки и окружение), давая широкую историю основания христианства, от рождения Христа до заключения Павла под домашний арест в Риме (Деян. 28:30, 31).

Книга Деяний оканчивается, когда Павел все еще был в Риме. Это приводит к выводу, что Лука написал эти книги из Рима во время заключения там Павла (около 60–62 гг. по Р.Х.). Лука записывает пророчество Иисуса о разрушении Иерусалима в 70 г. по Р.Х. (19:42-44; 21:20-24), но не упоминает об исполнении этого пророчества ни здесь, ни в Деяниях. Лука считал обязательным для себя записывать подобные исполнения пророчеств (ср. Деян. 11:28), таким образом, крайне маловероятно, что он написал эти книги после римского вторжения в Иерусалим. Деяния также не содержат в себе упоминания о великом гонении, которое началось при Нероне в 64 г. по Р.Х. Кроме того, многие ученые установили дату мученичества Иакова как 62 г. по Р.Х., и если это было до того, как Лука завершил свое повествование, он, несомненно, упомянул бы об Иакове. Таким образом, самая вероятная дата написания этого Евангелия 60 или 61 г. по Р.Х.

Предпосылки и окружение

Лука адресует свои труды «достопочтенному Феофилу» (буквально «возлюбленному Богом» – 1:3; ср. Деян. 1:1). Такое определение, которое может быть прозвищем или псевдонимом, сопровождается официальным обращением «достопочтенный». Это, возможно, означает, что «Феофил» был хорошо известным римским сановником, может быть, одним из тех, кто обратился ко Христу из «кесарева дома» (Флп. 4:22).

Однако, почти не вызывает сомнений то, что Лука представлял себе аудиторию для своего Евангелия гораздо шире, чем этот один человек. Посвящения в начале Евангелия от Луки и Деяний подобны официальному посвящению в современной книге. Они неравносильны обращению послания.

Лука специально утверждает, что его знание событий, записанных в его Евангелии, происходит из рассказов тех, кто были очевидцами (1:1, 2) – решительно означая, что сам он не был свидетелем. Из его пролога ясно, что его целью было дать упорядоченное описание событий жизни Иисуса, но это не означает, что он всегда следовал строгому хронологическому порядку во всех случаях (например, см. пояснение к 3:20).

Признавая, что он составил свое описание из различных сохранившихся источников (см. пояснение к 1:1), Лука не отрицал Божьего вдохновения в своем труде. Процесс вдохновения от Бога никогда не исключает индивидуальность, лексику и стиль автора-человека в Писании. Уникальные особенности авторов-людей всегда явно отражаются на всех книгах Писания. Исследования Луки не являются исключением из этого правила. Само исследование было организовано Божьим провидением. И в своем творении Лука был движим Духом Божиим (2Пет. 1:21). Поэтому его описание является надежным и истинным (см. пояснение к 1:3).

Исторические и теологические темы

Стиль Луки является слогом ученого, начитанного человека (см. пояснение к 1:1-4). Он писал как щепетильный историк, часто давая детали, которые помогают определить исторический контекст описываемых им событий (1:5; 2:1, 2; 3:1, 2; 13:1-4).

Его рассказ о Рождестве Христа является самым полным из всех евангельских описаний – и, как и весь остальной труд Луки, безупречным в литературном отношении. Он включил в повествование о Рождестве ряд хвалебных псалмов (1:46-55; 1:68-79; 2:14; 2:29-32; 34, 35). Он один описал необычные обстоятельства, окружавшие рождение Иоанна Крестителя, Благовещение Марии, ясли, пастухов и Симеона с Анной (2:25-38).

Непрерывной темой в Евангелии от Луки является сострадание Иисуса к язычникам, самарянам, женщинам, детям, сборщикам налогов, грешникам и другим, часто считавшимся изгоями в Израиле. Каждое упоминание о сборщике налогов (3:12; 5:27; 7:29; 15:1; 18:10-13; 19:2) положительно. Хотя Лука не игнорировал и возможность спасения людей богатых и представительных (см., например, 23:50-53), но с начала общественного служения Иисуса (4:18) и до последних слов Господа на кресте (23:40-43) он подчеркивал тему служения Христа отверженным обществом людям. Снова и снова он показывал, как Великий Врач, больше других знающий их нужды, служил им (ср. 5:31, 32; 15:4-7, 31, 32; 19:10).

Особенно важна та значительная роль, которую Лука отводит женщинам. С описания Рождества, где Марии, Елизавете и Анне отводится выдающееся место (гл. 1; 2), до событий утра Воскресения, где женщины снова являются действующими лицами (24:1, 10), Лука подчеркивал важную роль женщин в жизни и служении нашего Господа (например, 7:12-15, 37-50; 8:2, 3, 43-48; 10:38-42; 13:11-13; 21:2-4; 23:27-29, 49, 55, 56).

Несколько других тем, возникающих снова и снова, образуют нити, которые проходят через все Евангелие от Луки. Их примерами могут быть человеческий страх в присутствии Бога (см. пояснение к 1:12); прощение (3:3; 5:20-25; 6:37; 7:41-50; 11:4; 12:10; 17:3, 4; 23:34; 24:47); радость (см. пояснение к 1:14); удивление тайнам Божьей истины (см. пояснение к 2:18); роль Святого Духа (1:15, 35, 41, 67; 2:25-27; 3:16, 22; 4:1, 14, 18; 10:21; 11:13; 12:10, 12); храм в Иерусалиме (1:9-22; 2:27-38,46-49; 4:9-13; 18:10-14; 19:45-48; 20:1–21:6; 21:37, 38; 24:53) и молитвы Иисуса (см. пояснение к 6:12).

Начиная с 9:51, десять последующих глав своего повествования Лука посвятил описанию последнего путешествия Иисуса в Иерусалим. Многое из материалов Евангелия от Луки в этом разделе является уникальным. Это – сердце Евангелия от Луки, здесь отводится важнейшее место теме, которую Лука повсюду подчеркивал: непреклонному продвижению Иисуса ко кресту. Это было той самой целью, ради которой Христос пришел на землю (ср. 9:22, 23; 17:25; 18:31-33; 24:25, 26, 46), и это было неотвратимо. Спасение грешников было Его главной миссией (19:10).

Проблемы толкования

Евангелие от Луки, подобно Евангелию от Марка и в противоположность Евангелию от Матфея, по-видимому, предназначалось для язычников (для обсуждения синоптической проблемы см. во Введении к Евангелию от Марка: Проблемы толкования). Он установил тождество географических мест, которые были знакомы всем иудеям (например, 4:31; 23:51; 24:13), предполагая, что аудитория его читателей выходит за пределы тех, которые уже знают географию Палестины. Обычно он предпочитает греческую терминологию там, где другие Евангелия используют редкие семитские выражения, такие как «Авва» (Мк. 14:36), «равви» (Мф. 23:7, 8; Ин. 1:38, 49) и «осанна» (Мф. 21:9; Мк. 11:9, 10; Ин. 12:13). Лука или опускает их, или употребляет греческие эквиваленты.

Лука цитировал Ветхий Завет более умеренно, чем Матфей, и, ссылаясь на места Ветхого Завета, он почти всегда применял Септуагинту – греческий перевод иудейских Писаний. Более того, большинство ветхозаветных цитат Луки являются, скорее всего, ссылками, а не прямыми цитатами, и многие из них появляются скорее в словах Иисуса, чем в пересказе Луки (2:23, 24; 3:4-6; 4:4, 8, 10-12, 18, 19; 7:27; 10:27; 18:20; 19:46; 20:17, 18, 37, 42, 43; 22:37).

Лука, более чем кто-либо из других евангелистов, выдвигал на первый план всеобщее возвещение евангельской вести. Он отобразил Иисуса как Сына Человеческого, отвергнутого Израилем и затем предложенного миру. Как отмечено выше (см. Исторические и теологические темы), Лука неоднократно говорил о язычниках, самарянах и других изгоях, которые нашли милость в глазах Иисуса. Такое акцентирование событий и должно быть характерно для близкого друга «Апостола язычников» (Рим. 11:13).

Несмотря на это, некоторые критики заявили, что видят большой разрыв между теологией Луки и теологией Павла. Действительно, Евангелие от Луки практически свободно от терминологии, которая является исключительно Павловой. Лука написал его в своем собственном стиле. Однако, лежащая в основе теология совершенно согласуется с теологией апостола. Главным предметом учения Павла было оправдание верой (см. пояснение к Рим. 3:24). Лука также выдвигал на первый план и иллюстрировал оправдание верой во многих случаях и притчах, которые он рассказывал, особенно в рассказе о фарисее и мытаре (18:9-14), в хорошо знакомой нам истории о блудном сыне (15:11-32), в случае в доме Симона (7:36-50) и в рассказе о спасении Закхея (19:1-10).

План

I. Вступление к служению Христа (1:1–4:13)

А. Предисловие (1:1-4)
Б. Рождение Иисуса (1:5–2:38)

1. Благовещение Захарии (1:5-25)
2. Благовещение Марии (1:26-38)
3. Официальный визит (1:39-45)
4. Величание Богородицы (1:46-56)
5. Рождение Предтечи (1:57-80)
6. Рождество Христово (2:1-38)

В. Отрочество Иисуса (2:39-52)

1. В Назарете (2:39, 40)
2. В храме (2:41-50)
3. В Своей семье (2:51, 52)

Г. Крещение Иисуса (3:1–4:13)

1. Проповеди Иоанна Крестителя (3:1-20)
2. Свидетельство с небес (3:21, 22)
3. Родословная Сына Человеческого (3:23-38)
4. Искушение Сына Божьего (4:1-13)

II. Служение в Галилее (4:14–9:50)

А. Начало Его служения (4:14-44)

1. Назарет (4:14-30)
2. Капернаум (4:31-42)

а. Изгнание беса (4:31-37)
б. Исцеление множества (4:38-42)
3. Города Галилеи (4:43, 44)

Б. Призвание Своих учеников (5:1–6:16)

1. Четыре рыбака (5:1-26)

а. Ловля рыбы для людей (5:1-11)
б. Исцеление немощей (5:12-16)
в. Прощение грехов (5:17-26)

2. Левий (5:27–6:11)

а. Евангелие: не для праведников, а для грешников (5:27-32)
б. Мехи: не старые, а новые (5:33-39)
в. Суббота: не для рабства, а для добрых дел (6:1-11)

3. Двенадцать (6:12-16)

В. Продолжение Его труда (6:17–9:50)

1. Проповедь на равнинном месте (6:17-49)

а. Блаженства (6:17-23)
б. Горе (6:24-26)
в. Заповеди (6:27-49)

2. Служение в городах (7:1–8:25)

а. Он исцеляет слугу сотника (7:1-10)
б. Он воскрешает сына вдовы (7:11-17)
в. Он ободряет учеников Иоанна Крестителя (7:18-35)
г. Он прощает грешницу (7:36-50)
д. Он приобретает преданных учеников (8:1-3)
е. Он учит множество народа в притчах (8:4-21)
ж. Он успокаивает ветер и волны (8:22-25)

3. Путешествие по Галилее (8:26–9:50)

а. Он освобождает бесноватого (8:26-39)
б. Он исцеляет женщину (8:40-48)
в. Он воскрешает девочку (8:49-56)
г. Он посылает на служение Двенадцать (9:1-6)
д. Он приводит в смущение Ирода (9:7-9)
е. Он насыщает множество народа (9:10-17)
ж. Он предсказывает Свое распятие (9:18-26)
з. Он открывает Свою славу (9:27-36)
и. Он изгоняет нечистого духа (9:37-42)
к. Он наставляет своих учеников (9:43-50)

III. Путешествие в Иерусалим (9:51–19:27)

А. Самария (9:51–10:37)

1. Селение прогоняет Его (9:51-56)
2. Он отказывается принять нерешительного (9:57-62)

Б. Вифания и Иудея (10:38–13:35)

1. Мария и Марфа (10:38-42)
2. Молитва Господня (11:1-4)
3. Важность неотступности (11:5-13)
4. Невозможность нейтралитета (11:14-36)
5. «Горе» на фарисеев и книжников (11:37-54)
6. Наставления по дороге (12:1-59)

а. Против лицемерия (12:1-12)
б. Против мирского (земного) материализма (12:13-21)
в. Против заботы (12:22-34)
г. Против неверности (12:35-48)
д. Против любви к покою (12:49-53)
е. Против неготовности (12:54-56)
ж. Против разногласия (12:57-59)

7. Ответы на вопросы (13:1-30)

а. О суде Божием (13:1-9)
б. О субботе (шаббате) (13:10-17)
в. О Царствии (13:18-21)
г. О немногих, которые спасены (13:22-30)

8. Плач Христа (13:31-35)

В. Перея (14:1–19:27)

1. Гость фарисея (14:1-24)

а. Он спрашивает их о субботе (14:1-6)
б. Он объясняет им суть смирения (14:7-14)
в. Он говорит им о небесном пире (14:15-24)

2. Учитель множества народа (14:25–18:34)

а. Цена ученичества (14:25-35)
б. Притча о потерянной овце (15:1-7)
в. Притча о потерянной драхме (15:8-10)
г. Притча о блудном сыне (15:11-32)
д. Притча о неверном управителе (16:1-18)
е. Богач и Лазарь (16:19-31)
ж. Наставление о прощении (17:1-4)
з. Поучение о верности (17:5-10)
и. Поучение о благодарности (17:11-19)
к. Поучение о готовности (17:20-37)
л. Притча о настойчивой вдове (18:1-8)
м. Притча о фарисее и мытаре (18:9-14)
н. Поучение о простоте как у ребенка (18:15-17)
о. Поучение о поручении (18:18-30)
п. Поучение о плане искупления (18:31-34)

3. Друг грешников (18:35–19:10)

а. Он открывает глаза слепого (18:35-43)
б. Он ищет и спасает погибших (19:1-10)

4. Судья всей земли (19:11-27)

а. Конец долгого путешествия (19:11)
б. Притча о минах (19:12-27)

IV. Пасхальная неделя (19:28–23:56)

А. Воскресенье (19:28-44)

1. Триумфальный вход (19:28-40)
2. Христос плачет о городе (19:41-44)

Б. Понедельник (19:45-48)

1. Он очищает храм (19:45, 46)
2. Он поучает толпы, пришедшие на Пасху (19:47, 48)

В. Вторник (20:1–21:38)

1. Он состязается с иудейскими правителями (20:1-8)
2. Он наставляет толпы, пришедшие на Пасху (20:9–21:38)

а. Притча о злых виноградарях (20:9-19)
б. Ответ фарисеям об уплате налогов (20:20-26)
в. Ответ саддукеям о воскресении мертвых (20:27-40)
г. Вопрос книжникам о мессианском пророчестве (20:41-47)
д. Урок двух лепт вдовы (21:1-4)
е. Пророчества о разрушении Иерусалима (21:5-24)
ж. Некоторые знамения сроков пришествия (21:25-38)

Г. Среда (22:1-6)

1. Заговор против Иисуса (22:1, 2)
2. Иуда присоединяется к тайному сговору (22:3-6)

Д. Четверг (22:7-53)

1. Приготовление к Пасхе (22:7-13)
2. Вечеря Господня (22:14-38)

а. Новый Завет установлен (22:14-22)
б. Споры среди учеников (22:23-30)
в. Предсказано отречение Петра (22:31-34)
г. Обещана Божья забота (22:35-38)

3. Страдания в саду (22:39-46)
4. Арест Иисуса (22:47-53)

Е. Пятница (22:54–23:55)

1. Отречение Петра (22:54-62)
2. Иисус осмеян и избит (22:63-65)
3. Суд перед Синедрионом (22:66-71)
4. Суд перед Пилатом (23:1-25)

а. Предъявление обвинения (23:1-5)
б. Слушание дела перед Иродом (23:6-12)
в. Вердикт Пилата (23:13-25)

5. Распятие (23:26-49)
6. Погребение (23:50-55)

Ж. Суббота (23:56)

V. Завершение служения Христа (24:1-53)

А. Воскресение (24:1-12)
Б. Дорога в Еммаус (24:13-45)
В. Вознесение (24:46-53)

Иона